Обзор проекта приказа “типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности”
Содержание:
- Повышение квалификации
- События | Организации | Методики | Программы
- Что такое ДПО?
- Дополнительное профессиональное образование
- Где получить услугу?
- Формы дополнительного образования
- Что такое дополнительное образование?
- Сходства и отличия видов образования
- Виды ДПО
- Место дополнительного образования в системе
- Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
События | Организации | Методики | Программы
Цель реализации программ cоциально-гуманитарной направленности:
освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:
— расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
— развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
— развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
— развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).
Социально-гуманитарная направленность включает следующие группы программ дополнительного образования:
— гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);
— социокультурные (расширение знаний по философии, филологии, истории, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика, основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»; программы детских педагогических отрядов));
— управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);
— экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).
Что такое ДПО?
ДПО расшифровывается как дополнительное профессиональное образование. Профессиональным оно называется потому, что охватывает знания и навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей. Такое обучение повышает квалификацию сотрудников, а значит, напрямую влияет на эффективность работы предприятия.
Главное условие зачисления в организации, предлагающие прохождение курсов дополнительного профессионального образования, – диплом среднего специального либо высшего учебного заведения. Т.е. чтобы совершенствовать умения по специальности, необходимо сначала ее получить. Так, например, поступление на курс повышения квалификации предполагает наличие у абитуриента образования по данному профилю: на курсы экономиста можно поступить с экономическим образованием, повышать квалификацию учителя может специалист с дипломом педагога.
Отличительной особенностью центров ДПО является факт их обязательного лицензирования. Кроме того, поскольку такие организации функционируют под контролем Министерства образования, учебные планы всех курсов должны соответствовать квалификационным требованиям, а также профессиональным стандартам.
Дополнительное профессиональное образование
ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.
Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе
Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка
Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).
Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:
- (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
- (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
- (Минздрав РФ);
- подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).
ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре . Программа включает следующие блоки:
- цель обучения;
- планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
- учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
- календарный учебный график;
- рабочие учебные программы дисциплин;
- организационно-педагогическое обеспечение;
- оценочные материалы и иные компоненты.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.
В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.
Где получить услугу?
Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Что такое дополнительное образование?
Классическое дополнительное образование – это любые знания, умения и навыки, приобретаемые человеком по собственному желанию. ДО не регламентирует характер первого образования, не регулируется нормативными или законодательными актами и не предусматривает обязательной выдачи официальной бумаги о прохождении обучения.
Программы дополнительного образования могут затрагивать не только область рабочих знаний человека, но и сферу его интересов. Кройка и шитье, плетение корзин, зодчество или приготовление средиземноморских блюд – примеры классического ДО. Такие курсы не предполагают регулярности их прохождения, в отличие от ДПО, которое представители некоторых профессий (педагоги, медики) обязаны получать не реже одного раза в три-пять лет.
ДО доступно для всех возрастных категорий, тогда как дополнительное профессиональное образование остается прерогативой совершеннолетних граждан.
Сходства и отличия видов образования
Сходство ДО и ДПО заключается в том, что два этих вида образования – дополнительные. Стало быть, их получают на основе уже имеющихся знаний. В случае классического ДО базой является среднее школьное образование.
Если говорить о ДПО, то здесь требования, выдвигаемые к уровню подготовленности абитуриента при поступлении в учебный центр, гораздо более серьезные. Чтобы иметь возможность осваивать материал по курсу ДПО, слушатель обязан предоставить бумаги, подтверждающие наличие первого среднего профессионального либо высшего образования.
Еще одно важное отличие ДПО от ДО – жесткое регламентирование учебных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Законодательные акты устанавливают минимальную и максимальную продолжительность курсов, количество осваиваемых тем, глубину проработки материалов, а также тип документов, выдаваемых после окончания обучения.. Кроме того, в результате прохождения программы ДО выпускник получает номинальный документ, в то время как слушателю курса ДПО присваивается новая квалификационная категория
Документально это выражается в официальном удостоверении о повышении квалификации или дипломе о переподготовке.
Кроме того, в результате прохождения программы ДО выпускник получает номинальный документ, в то время как слушателю курса ДПО присваивается новая квалификационная категория. Документально это выражается в официальном удостоверении о повышении квалификации или дипломе о переподготовке.
Существенным отличием является также обязательное лицензирование организаций ДПО. Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора.
Виды ДПО
Designed by standret/Freepik
Дополнительное профессиональное образование обычно получают люди, уже имеющие среднее или высшее образование и желающие совершенствоваться в выбранной профессии, чтобы идти в ногу со временем или приобрести умения в совершенно новой для себя области. К числу популярных направлений ДПО относятся:
-
менеджмент туризма и здравоохранения,
-
управление персоналом,
-
банковская и сервисная деятельность,
-
антикризисное образование.
Основные виды доп. образования:
-
Профессиональная переподготовка (после ее окончания человеку выдают государственный диплом).
-
Повышение квалификации (обычно рассчитано на короткий срок, итог – получение удостоверения или свидетельства).
-
Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги (по результатам выдается сертификат).
Некоторые относят к видам допобразования стажировку, но по факту это лишь составляющая одного из первых двух видов ДПО.
Повышение квалификации требуется в том случае, когда надо актуализировать свои знания и навыки – например, научиться пользоваться новым оборудованием или приняться за работу после длительного перерыва. Кроме того, работники получают ДПО в преддверии расширения обязанностей или повышения разряда либо категории.
Профпереподготовка подразумевает приобретение дополнительных знаний и умений, которые нужны для новой должности. Этот вариант идеален для тех, кого не устраивает нынешняя работа и кто хочет попробовать себя в чем-то другом.
А курсы, тренинги, семинары помогают «подтянуть» знания в конкретной области.
Вне зависимости от вида доп. образование связано с получением дополнительной информации и адаптируется под потребности людей. Обучение происходит либо с отрывом от производства по графику образовательной организации, либо без отрыва (тогда материалы доступны студенту на сайте при введении логина и пароля).
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»
Учиться в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» могут граждане России, имеющие профессиональное образование.Те, у кого уже есть какое-либо профессиональное образование. Чтобы пройти обучение по образовательным программам АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+», необходимо наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании.
Учебные программы дополнительного профессионального образования
На сегодня АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» реализует следующие виды подготовки специалистов:
- Курсы профессиональной переподготовки (от 276 ак. часов и более) — очно, очно-заочно и заочно.
- Курсы повышения квалификации персонала (от 16 часов до 249 ак. часов) — очно, очно-заочно и заочно.
- Очные образовательные семинары — на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
- Очное обучение группы сотрудников на территории заказчика — для корпоративных заявок от юридических лиц.
Курсы профессиональной переподготовки
Переподготовка — это второе профессиональное образование. Согласно Федеральному закону «Об образовании» одной из форм получения дополнительного профессионального образования является переподготовка профессиональных кадров. При этом данная форма получения новой специальности равноценна базовому проф. образованию. Это означает, что если у слушателя на момент получения второй специальности есть средне-специальное образование, то выдаваемый диплом о переподготовке также будет равен диплому о среднем профессиональном образовании (условно: второе средне-специальное образование).
Идентична ситуация с высшим образованием: если у слушателя уже есть высшее образование, то после обучения на курсах переподготовки слушатель получит диплом равный второму диплому о высшем профессиональном образовании (условно, второе высшее образование).
Кому можно пройти курсы профессиональной переподготовки? Курсы переобучения могут пройти те, кто желает сменить свою профессию или специализацию. Например, лица с медицинским образованием могут переобучиться на педагога и работать в образовательном учреждении. Или, например, учитель русского языка может переквалифицироваться на учителя истории или педагога-психолога и т.д. Все программы обучения соответствуют требованиям профстандартов, ФГОСов и отраслевых нормативных актов.
Выдаваемые документы, сроки и формат обучения на курсах профессиональной переподготовки. АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» выдает диплом о переподготовке установленного образца. Дипломы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и являются бессрочными. Такой диплом является основным документом, дающим право вести профессиональную деятельность по новой специальности.
Обучение на курсах профессиональной переподготовки проходит по индивидуальным планам, которые согласуются с АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
Курсы повышения квалификации
Согласно требованиям профстандартов, а также отраслевым требованиям нормативных актов, специалисты обязаны проходить курсы повышения квалификации с определенной периодичностью.
Обучение на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» проходит в нескольких форматах:
- Очное обучение группы слушателей на территории заказчика. Для обеспечения такой формы обучения АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» направляет своих преподавателей к месту обучения слушателей.
- Очные однодневные и многодневные образовательные семинары на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»
Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака. Для слушателей семинаров предусмотрены сертификаты.