Сценарист
Содержание:
- Как стать режиссером
- «Настала прекрасная эпоха сериального производства»
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Обучение на Режиссера-постановщика
- Режиссер и его ассистент
- Режиссер и художник-постановщик
- Плюсы и минусы профессии
- Кто такой режиссер?
- Режиссер и продюсер
- Режиссер и сценарист
- Режиссер и оператор-постановщик
- «Чтобы быть смешным, нужно подняться над своей обидой и злостью»
- Особенности профессии
- «С Борисом Хлебниковым у нас совпадение во вкусах»
Как стать режиссером
Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» — например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.
Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.
ВУЗы в Москве
Ещё один важный вопрос: куда поступать на режиссёра? В Москве факультет режиссуры есть в четырёх вузах:
- ГИТИС.
- ВГИК.
- МГУКИ.
- Щукинское училище.
В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) готовят режиссёров драмы (театра) и режиссёров цирка. Во Всероссийском государственном институте кинематографии имени А. С. Герасимова (ВГИК) есть кафедры режиссуры игрового кино, режиссуры неигрового кино, звукорежиссуры и кафедра телевидения. Московский государственный институт культуры (МГУКИ) набирает студентов на театрально-режиссёрский факультет и на режиссуру кино и телевидения. В Театральном институте имени Б. Щукина есть только режиссура театра.
Курсы
Высшая школа режиссеров и сценаристов
При образовательном учреждении функционирует большое количество долгосрочных и краткосрочных курсов, адаптированных для слушателей, имеющих разный уровень подготовки. Здесь можно узнать больше о монтаже, истории кино, искусстве операторской и сценарной работы, спецэффектах, документальном или игровом кино – доступны программы на любой вкус. Предусмотрены скидки на обучение и проживание, работает летняя киношкола.
«Настала прекрасная эпоха сериального производства»
— Ваши «Пингвины» выходят на стриминговой платформе. Можно ли сказать, судя по результатам недавней «Эмми», что настоящее кинематографа — как раз сериалы, а большой метр на их фоне проседает?
— Поживем — увидим. Да, раньше, еще 10 лет назад, к сериалам относились как к чему-то очень шаблонному: ты должен соответствовать аудитории, времени в сетке… В общем, территория несвободы. А с появлением платформ образовалась огромная конкуренция, и возник запрос на самобытный продукт, ярких художников, авторское высказывание.
Часто бывает
Режиссер Наталия Мещанинова
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
На самом деле все пресытились жанровыми проектами, стало неинтересно сидеть в нишах, которые годами определяли судьбу как продюсеров, так и авторов. А платформы соревнуются за эксклюзивный контент и расхватывают талантливых режиссеров. Нам остается только выбирать.
Что же до полного метра — да, с ним всё непросто: это и цензура, и необходимость подгонять продукт под интересы инвестора. Настала прекрасная эпоха сериального производства, дающая автору полную свободу от рамок телевидения и кинотеатров. Но я и от полного метра не отказываюсь. Надеюсь зимой начать съемки нового фильма.
— Ваша первая полнометражная картина «Комбинат «Надежда» имела большую фестивальную судьбу, но так и не дошла до проката. Насколько она автобиографична? Там заложено что-то очень личное?
— «Комбинат» не был в прокате, потому что я наотрез отказалась убирать нецензурную лексику. Это принципиальное стилистическое решение, не связанное с политикой: фильм снят в жанре докьюментари, речь идет о молодежи с рабочих окраин Норильска. Ну что поделать — они так говорят, и не только в Норильске, но и в Краснодаре, откуда я родом, и в любом другом городе или поселке. А цензура в отношении речи уничтожает ощущение реальности. Так что это не какой-то каприз.
Часто бывает
Кадр из фильма «Комбинат «Надежда»
Фото: Focus Plus Cinema
Это не автобиографичная история. Она просто отражала мое состояние в тот момент, когда я уезжала из родного города.
Оплата труда
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.
Обучение на Режиссера-постановщика
Драматический и музыкальный театр
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
- Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»
И др. вузы театрального искусства.
Цирк, шоу-программы
- Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
- Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
- Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кино и телевидение
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
- Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.
Режиссер и его ассистент
Первый ассистент режиссера, еще именуемый в России «вторым режиссером» — это обязательный специалист на любом крупном проекте. Это человек, который делает все возможное, чтобы фильм был снят сегодня и согласно плану. То есть продюсер делает так, чтобы съемка состоялась, а ассистент режиссера — чтобы съемка завершилась вовремя. Простым языком — это администратор, который берет на себя всю организационную часть художественного процесса. Давайте рассмотрим на примере. Завтра у нас смена в парке. Три действующих актера, сто человек массовки, две камеры, звук, свет, костюмы. Согласовать съемку в парке, доставить на площадку актеров и массовку, накормить, обеспечить всем, что необходимо, заплатить команде, решить конфликт с пьяными посетителями парка — это работа продюсера, если вкратце. Расписать и проконтролировать съемочный план по времени, сориентировать актеров на площадке (где грим, где костюм, где поесть, когда выходить), объявить обед и проследить, чтобы он шел ровно час, знать наперед, где и что мы снимаем — это работа ассистента режиссера
Да, не самая творческая профессия, но крайне важно, чтобы основной режиссер заранее обговорил свое видение с ассистентом. Чтобы втроем с оператором они составили съемочный план, который зависит от положения солнца, расположения камеры, готовности элементов площадки и так далее
Второй режиссер — это не «мальчик, принеси мне кофе», а профессионал, без которого вы ничего не успеете снять.
Хороший ассистент режиссера всегда знает, как оптимизировать процесс, чтобы не утратить художественный потенциал сцены. Но это знание может появиться только в результате диалога с режиссером.
продолжение следует…
Режиссер и художник-постановщик
Цветовая палитра, внешний вид декораций и практических локаций, костюмы, реквизит — все это задачи художника-постановщика. И все это — вопросы, которые режиссер обязан обсуждать на ранних этапах подготовки. Чем раньше каждая позиция будет утверждена, тем больше времени останется на их поиск и работу, ведь помимо художественных задач, художник-постановщик решает и логистические. Также зачастую этап препродакшна — это единственное время, когда режиссер может нормально пообщаться с этим специалистом. Художник-постановщик всегда работает наперед, и во время съемочного процесса его может не быть на площадке, так как он готовит следующую локацию. Художники по костюмам и художники по гриму в индустрии — это сотрудники художественного цеха, ориентирующиеся на разработанные худпостом концепции. Конечно, режиссер тоже работает с ними напрямую, но единообразие визуальной концепции в руках главы художественного департамента, и через него, в любом случае, будет проходить все обсуждаемое.
Декорации или локации всегда отвечают на вопросы: «а что это все значит для персонажа?», «какие чувства у него вызывает?», «какие чувства они должны провоцировать у зрителя?». Ответы на них обязаны находиться в голове режиссера, либо родиться в интенсивном диалоге с художником-постановщиком. То же самое с костюмами и гримом. В хорошем кино не бывает так, что «давайте просто снимем где-нибудь» и «оденем героев как-нибудь». Этого просто не должно происходить. Ведь тогда визуальная концепция элементарно не будет существовать, не то что работать. Еще один важный момент коллаборации — это контакт оператора и художника, где соединительным звеном будет режиссер. Нередко так происходит, что красное платье на героине очень крутое, красивое и сидит хорошо, но вот стена в помещении тоже красная. И именно на эту стену оператор хочет строить кадр. Не всегда можно решить такую задачу светом — ваша героиня сольется со стеной, никакого акцента на ней не будет. Что делать? Художник-постановщик предложит поменять ракурс на синюю стену. Оператор — поменять платье на синее. И тут за баланс и спокойствие в команде отвечает режиссер. Только в диалоге вы найдете компромисс и выход из затруднительного положения, будь то перекрашивание стены, подбор другого оттенка у платья или другое кадрирование. Без конструктивного разговора ничего не выйдет, а за это отвечает режиссер
Но и самое важное — решать такие вопросы надо до съемок, потому что во время будет некогда
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Полноценное раскрытие творческого потенциала.
- Возможность работать с известными продюсерами, актерами и другими специалистами.
- Обретение популярности в узких или широких кругах.
- Профессия престижная, она связана с эмоциональной отдачей, но не с физической работой.
- Возможны многочисленные командировки по России и другим странам в составе творческой группы.
- Талантливые режиссеры получают премии, славу и очень высокий доход.
- Режиссер может заниматься видеоблогингом, кинокритикой, журналистикой – доступно много смежных сфер.
Минусы
- К сожалению, не все режиссеры добиваются успеха и популярности, поэтому многие выпускники профильных вузов работают в маленьких театрах, снимают короткометражки и занимаются постановкой праздников. Эта работа приносит хороший доход, но не удовлетворяет амбиции.
- Огромный конкурс в вузах, ведь на место могут претендовать более 20-25 абитуриентов.
- Высокое эмоциональное перенапряжение, возможны творческие кризисы.
- Ненормированный график работы, высокие требования, которые выдвигаются к качеству постановок.
- Длинный карьерный путь, ведь выпускники вуза могут рассчитывать лишь на должность ассистента или помощника режиссера.
Кто такой режиссер?
Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:
- театральные постановки;
- цирковые представления;
- анимационное и короткометражное кино;
- рекламные ролики;
- видео для влогов;
- телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
- клипмейкерство;
- компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.
Существуют режиссеры, которые занимаются постановкой сборных и моноконцертов, различных мероприятий: свадьбы, выпускные, корпоративы и другие. Режиссер, читая сценарий или корректируя его, видит то, как в итоге будет выглядеть та или иная постановка. Он определяет типаж актеров, работает с цветовой гаммой, ракурсами – делает все, чтобы сценарий «ожил» на экране, театральной сцене, в реальной жизни.
Режиссер и продюсер
На крупный проект режиссера часто нанимает кинокомпания или отдельно взятый продюсер, обладающий полной властью над ходом работы. Он может смело заменить одного режиссера на другого, и в индустрии, к сожалению, это нередкое явление. Отношения режиссера с продюсером — оплот всей дальнейшей работы. Именно продюсер может воплотить задумки режиссера в жизнь, найдя специалистов и выбив под это дело бюджет. Зачастую он ведет проект от самого его зарождения до финальных сборов от проката в кинотеатрах или продаж на интернет-платформах. Но не стоит путать: продюсер — это руководитель проекта, а режиссер — руководитель фильма. Оба преследуют один результат — сделать аудиовизуальное произведение, которое понравится зрителям. Нередко конфликт режиссера с продюсером заключается в том, что первый хочет «сделать красиво», а второй хочет сэкономить. Когда «нет бюджета, и мы просто не можем построить коридор космического корабля в павильоне», найти общий язык довольно сложно. Но секрет успешной работы кроется в коллаборации и умении находить компромиссы. Режиссеру в индустрии сегодня не будет лишним понимать, как устроен процесс продюсирования фильма, чтобы лишний раз не тратить время на «раскатывание губы», а искать более простые решения. И если вам кажется, что я сейчас говорю о малобюджетном отечественном кино, то нет. Даже на дорогостоящих по нашим меркам голливудских проектах режиссеры бывают ограничены временем, пространством, бюджетом и многими другими вещами, которые продюсер попросту не способен им дать. Коммуникация «режиссер-продюсер» — это постоянная работа над «тем, что мы имеем» и оценка своих сил. Ни в коем случае не борьба с «узурпатором и ограничителем творческого процесса».
Режиссер и сценарист
Не всегда режиссер является автором произведения, но даже в таком случае часто к проекту присоединяются сторонние сценаристы. Они доводят историю до приемлемого вида и создают рабочий документ для дальнейшей работы
На этапе разработки сценария режиссеру важно находиться со сценаристом в постоянном диалоге, делиться с ним своими мыслями, говорить о темах, которые его волнуют, чтобы усилить потенциал истории
Это не коммуникация «начальник-подчиненный», а именно разговор двух творческих единиц, преследующих общую цель — затронуть чувства зрителя, провести его сквозь перипетии событий и оставить под впечатлением. Режиссер, если это прописано в контракте, вправе что-то менять и что-то дорабатывать в сценарии, подходя к съемочному процессу. Но все это будет идти легче и исключит конфликты в будущем, если до всех этих доработок будет допущен сценарист. К примеру, Аарон Соркин всегда присутствует на съемочной площадке своих проектов, и даже такой именитый режиссер, как Дэвид Финчер, активно обсуждает с ним «можно ли в данной сцене переиграть так или иначе». Здесь лучше задавать вопрос «что ты думаешь?», чем тупо ставить перед фактом — «мы все поменяли, смирись». Иначе можно встретить сценариста с контрактом, как у Соркина, — в нем будет прописано, что ни одну реплику без согласования поменять нельзя.
Режиссер и оператор-постановщик
Оператор-постановщик невероятно важный человек на площадке. Он своего рода «первый зритель». То, как он увидит это на мониторе или в видоискателе, увидит и зритель в зале. Такая вот метафора.
Но что же делать с ним режиссеру? Говорить. Постоянно и много. Обсуждать на четких примерах. Смотреть вместе фрагменты фильмов или роликов, подходящими под задумку. Сводить весь диалог в визуальность. Объясняете что-то? Нарисуйте. Не умеете? Нарисуйте криво, но понятно. Ищите фотографии, картины, рисунки. Оператор должен увидеть мысль режиссера, а не просто понять. Когда есть готовый или почти готовый сценарий, эти двое садятся рядом и начинают обсуждать, как же будет выглядеть фильм. Ракурсы, освещение, движение камеры, мизансцена — все это вопросы, которые обсуждаются в первую очередь. Но любой опытный оператор всегда для начала спросит вас: «А что ты хочешь, чтобы зритель почувствовал?». Вот здесь и начинается творчество.
Вы придумываете и рисуете раскадровку, обсуждаете приемы, ищете точки соприкосновения. И если говорить о доверии, то оператор-постановщик — это первый, кому должен доверять режиссер. Это ваш друг и ваш товарищ. Художник, которому вы объясняете, как хочется нарисовать эту картину. А он, в свою очередь, кидает ответные идеи и рассказывает о том, что и как можно сделать, чтобы добиться искомого результата. Одним из ярчайших примеров успешной коллаборации режиссера и оператора в истории кино является сотрудничество Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Если вы до сих пор не видели легендарные фильмы «Летят журавли» (1957) и «Я — Куба» (1964), то идите и смотрите, как великолепная режиссерская задумка соединяется с техническим гением. И таких примеров множество. На них стоит учиться. Их стоит разбирать.
«Чтобы быть смешным, нужно подняться над своей обидой и злостью»
— В «Пингвинах моей мамы» ваш герой мечтает стать стендапером и посредством юмора как будто ограждается от внешнего мира. Он начинает свой монолог так: «Здравствуйте. Меня зовут Гоша, мне 15 лет и у меня возраст Христа. Ну да, я пока не знаменит, но и он в свои 15 не особо жег». Последующие шутки и вовсе на грани фола. Но, кажется, вы разглядели в стендапе драму?
— Стендаперы, как правило, рассказывают об очень личных вещах, наблюдениях, травмах, переживаниях, иногда очень острых и щемящих, а все сидят, ржут. Как и в искусстве — автор транслирует свою боль через образы придуманных героев, несуществующие коллизии, диалоги.
Знаете, как родился сюжет про Гошу? Мой соавтор Зака Абдрахманова увидела в одном из клубов 15-летнего школьника-стендапера: он стоял на сцене, очень старался быть остроумным, но зал молчал. И каждый раз, когда шутка проваливалась в тишину, он от волнения растягивал свой свитер, изо всех сил пытался вырулить из ситуации — а люди всё равно сидели с каменными лицами.
Этот образ меня очень зацепил. Стендап — очень крутая штука. Представляете, у вас есть всего 3–5 минут, когда вы можете рассказать о себе, излить свои страдания. И сколько же должно быть таланта, дисциплины, самоиронии, чтобы люди услышали, заметили. Чтобы быть смешным, нужно уметь подняться над своей обидой и злостью.
Часто бывает
Кадр из сериала «Пингвины моей мамы»
Фото: Лук-фильм
— А у Гоши действительно непростое положение. Его мама усыновляет детей из детдомов. Квартира напоминает что-то вроде хорошо обустроенного пионерлагеря — с побудками, собраниями, разбором полетов за ужином
Вы считаете, что нужно привлечь внимание к теме усыновителей?
— Нет, просто все мои сюжеты и повороты обусловлены драматургией, ее развитием. Вот, например, наш герой — обычный подросток, не звезда тусовки, не отличник, у него нет девушки, и его еще не приняли в стендап-клуб. Мы рассуждаем, где находится точка его боли, а она, конечно, — в отношениях с родителями.
Особенности профессии
Режиссер – это нечто большее, чем просто постановщик. Он находит общий язык с капризными актерами, способен добиться увеличения бюджета и привлечь публику с помощью нестандартной рекламы. Также он выполняет следующие виды работ:
- обеспечение беспрерывного постановочного процесса в соответствии со сроками;
- работа с новыми и старыми постановками, обновление и усовершенствование последних;
- режиссер осуществляет кастинг актеров, распределяет роли, вносит предложения по обновлению и расширению актерского состава;
- принимает участие в создании эскизов и макетов оформления будущей постановки, костюмов, декораций, спецэффектов, осуществляя постоянный контроль всех процессов;
- проводит регулярные репетиции;
- взаимодействует с персоналом, отвечающим за художественно-постановочную часть.
Режиссер-постановщик может принимать участие в разработке маркетинговых мероприятий, он направляет актеров и других членов творческой команды на курсы, мастер-классы, необходимые для повышения квалификации и общего профессионального уровня. Нередко он вносит корректировки в сценарий, дает советы, касающиеся оформления – несет полную ответственность за постановочный процесс. Режиссер поглощен творчеством, за финансовую сторону и маркетинг чаще всего отвечает продюсер/заказчик.
Существуют режиссеры монтажа, которые собирают отснятую пленку в единый фильм. Постановщики мероприятий взаимодействуют с частными и коммерческими клиентами, отвечая за успешное проведение праздника, презентации, театрализованного представления и т. д. Мэппинг-режиссер отвечает за создание 3D-проекций и лазерных шоу, клипмейкер – за разработку и постановку видеоклипов.
«С Борисом Хлебниковым у нас совпадение во вкусах»
— Вы известны соавторством с Любовью Мульменко и Борисом Хлебниковым. Что такое сорежиссура, что она вам дает?
— С Мульменко мы давно не работали, у нее свой режиссерский путь, недавно она сняла прекрасное кино «Дунай», которое показали в конкурсной программе «Кинотавра». А с Борей Хлебниковым мы продолжаем работать: он только что закончил съемки фильма «Три минуты молчания», где я — один из авторов сценария.
Не думаю, что соавторство — это универсальный путь, который можно порекомендовать, например, начинающим режиссерам. Просто у нас с Борисом совпадение во вкусах, в понимании того, что хорошо и что плохо. Мы не конкурируем, не распределяем обязанности. Боря звонит и говорит: «Наташа, я хочу, чтобы ты написала сценарий», — и предлагает тему. Я берусь или не берусь. Или же я предлагаю ему свою идею.
— Как возник замысел «Аритмии», к которой вы написали сценарий?
— Пришел Боря и поделился задумкой снять фильм о супругах, которые уже развелись, но никак не могут разъехаться. Жизненная ситуация, немного анекдотическая, так что изначально мы хотели снимать романтическую комедию для дневного эфира. Но просто писать гэги не получалось. Начали разгонять историю. Понадобилась конкретика, и вышло так, что наши персонажи — врачи скорой помощи. Выбор профессии определил погружение в обстоятельства и эмоциональную тональность ленты.
Стало понятно, что чувствует герой, когда ему нужно объехать десяток больных за два часа, а при этом еще заполнить кучу бумажек. Он каждый день видит смерть, ему приходится выбирать, к кому поехать срочно, а кому придется подождать, — при том, что это ожидание может стоить пациенту жизни.
Часто бывает
Кадр из фильма «Аритмия»
Фото: Про:взгляд
В общем, из ромкома фильм превратился в социальную драму, как сейчас принято говорить. История создания «Аритмии» — о том, как в поисках жизненной правды ты окунаешься в реальность, а дальше уже она сама начинает определять драматургию и сюжет.
— На фестивале короткого метра я видела вашу короткометражку «И привет!» про пару, которая долго собирается в гастроном: надевает три маски, перчатки, очки, потом по секундомеру их меняет, но всё портит персонаж Максима Лагашкина, безответственный покупатель без маски и перчаток, случайно схвативший их тележку. А вы как пережили первые месяцы пандемии COVID-19?
— Это история почти из моей жизни. Мой муж, Степан Девонин, можно сказать, играет самого себя. Когда начались пандемия и локдаун, он очень переживал и даже не выпускал меня на балкон: вдруг вирус очень летуч и долетит до четвертого этажа. Сейчас всё это смешно, а в начале пандемии казалось очень драматичным — ведь тогда никто ничего не знал. Но хватало и ковид-скептиков, таких, как герой Максима Лагашкина, которые вообще отказывались во всё это вникать. Мир поделился на два лагеря — и оба, на мой взгляд, неразумных. Я — за золотую середину.
— У вас в производстве огромное количество фильмов. Чего и когда ждать?
— Сейчас я в съемочном периоде: снимаю сериал, где играют Анна Михалкова, Лиза Ищенко, Михаил Трухин, Степан Девонин и Таисия Вилкова. Зимой буду делать свой новый полный метр — «Маленький ночной секрет».
Справка «Известий»
Наталия Мещанинова окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств по специальности «кино- и ТВ-режиссура» и школу документального кино «Реальное время – 2» (мастерская Марины Разбежкиной и Николая Изволова). Режиссер сериалов «Школа», «Красные браслеты», фильмов «Комбинат «Надежда», «Сердце мира». Сценарист сериала «Шторм» и фильмов «Аритмия», «Война Анны», «Еще один год».