Самые трудные задания и частые ошибки на егэ

Подобрать профессию по предметам ЕГЭ

Выбор предметов ЕГЭ и направления в вузе ведёт нас к большему – определению профессии. Если подбор специальности осознанный, то выпускник не столкнется с тем, что после вуза будет работать совершенно в другой сфере. 

Памятка «Определение профессии по предметам ЕГЭ»:

  • Математика: экономист, аналитик, бухгалтер, маркетолог.
  • История: юрист, адвокат, археолог, нотариус, историк.
  • Обществознание: социолог, менеджер, политолог, pr-специалист.
  • Химия: фармаколог, химик-технолог, биохимик, материаловед, специалист по переработке нефти и газа, металлург. 
  • Биология: биоинженер, врач, психолог, эколог, ветеринар, агроном.
  • География: картограф, метеоролог, кадастровый инженер, геологоразведчик, землеустроитель, горный инженер.
  • Иностранный язык: переводчик, лингвист, дипломат, стюард.
  • Физика: инженер различного профиля, геолог, архитектор, инженер-энергетик, ракетостроение, робототехник, радиотехник.
  • Литература: журналист, филолог, издательское дело, лингвист.
  • Информатика: программист различного профиля, специалист по информационной безопасности, специалист по анализу больших данных, разработчик игр.

Жалобы на предметы ЕГЭ

Еще одним важным показателем легкости экзамена служит отсутствие жалоб при его сдаче. Так, следует помнить предметы ЕГЭ, о проведении или результатах которых в последние годы отзывались отрицательно. 

В этом году в центре внимания оказалась химия. Выпускники назвали задания слишком сложными, выходящими за рамки школьной программы. В 2016 году говорили о сложности другого предмета — профильной математики. Тогда даже была создана петиция о пересмотре критериев выставления баллов, так как задачи «повышенной сложности» из второй части оказались слишком сложными. 

Выпускники могут срезаться не только на излишне сложных заданиях, но и на вопросах, не имеющих точного ответа — задания с развернутым ответом могут трактоваться по-разному. В 2018 году многим не засчитали эссе по иностранному языку: тексты, в которых слово «успех» не упоминается в каждом абзаце, посчитали не соответствующим теме «Ранний выбор карьерного пути — ключ к успеху». 

Вы увеличите свой балл

Математика — достаточно сложный предмет. Средний балл за ЕГЭ по математике в 2020 году был самый низкий и составил 54,2 балла. Процент высокобалльников, которые набрали больше 80 баллов – 6,6%. Всё это говорит о том, что математика требует достаточно серьезной подготовки.

Однако ученики из года в год переоценивают свои силы и запасы времени. К сожалению, по разным причинам не у всех получается набрать желаемый результат. Кому-то не хватает времени на проработку «западающих» тем, кто-то просто мечтает о классной студенческой жизни, но ничего не делает, а кому-то действительно тяжело дается математика. Но решить эту проблему можно: достаточно поделить подготовку на 2 года. В 10 классе можно разобраться с заданиями базового уровня сложности. Именно с ними обычно больше всего проблем, потому что теория для этих заданий проходится в 7-8 классах, то есть с момента изучения проходит 3-4 года, и ученики просто забывают её. В 11 классе можно быстро повторить базу и перейти к решению серьёзных заданий.

Таким образом, ученики, которые мечтают пройти порог, смогут набрать 50-70 баллов, у тех, кто хочет средний результат, есть все шансы набрать 80+, а высокобалльники смогут набрать не 80, а 90+. Неплохая перспектива, правда?

Например, у меня был ученик, который в 10 классе написал пробный ЕГЭ на 56 баллов, а в 11, не продолжая подготовку в MAXIMUM, уже на 76. Другой ученик с таким же результатом в 10 классе, занимаясь у меня в 11, получил на ЕГЭ 80 баллов.

Помните, ЕГЭ – не единственный вариант

Онлайн-образование 

Можно оплатить учебу в онлайн-университете, куда опять же принимают без всяких экзаменов и даже аттестатов. Правда, за качество образования в таких заведениях никто не ручается, а реальных дипломов они почти не выдают. Максимум – о дополнительном образовании.

Колледж 

Если подготовка к ЕГЭ все-таки кажется слишком трудной, не стоит забывать, что получить профессиональное образование, а затем и поступить в вуз – кстати, в обход ГИА, – можно через колледж или училище. Главное, чтобы у вас на руках был аттестат, который позволит участвовать в конкурсе на поступление. И все, никакие отдельные экзамены не потребуются. (И не надо думать о том, как сдать ЕГЭ, если ты тупой )

Пойти работать

Наконец, можно научиться чему-то на реальной работе. Отправляйтесь во взрослую жизнь с низкого старта и принимайтесь за трудоустройство уже после 9 класса. Пожалуй, это самый радикальный и ненадежный путь, который, впрочем, может стать спасительным для тех, кто просто не хочет учиться в стандартной образовательной системе.

Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах

ГИА – общее название для государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов. Школьникам и их родителям легко запутаться в буквенных аббревиатурах, ведь есть еще ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.

Что же из себя представляет ГИА и как разобраться в этих понятиях?

ГИА – государственная итоговая аттестация, обозначает обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:

  • 9 класс – ОГЭ (основной государственный экзамен). Он назван основным не просто так – его сдают абсолютно все школьники страны.
  • 11 класс – ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают лишь те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.

1 Экзамен ОГЭ

Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.

ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ – действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию – любые из школьной программы.

Математику сдают в двух модулях – алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах – сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.

К 2020 году планируют ввести еще один обязательный экзамен в школьную программу – по иностранному языку. На данный момент ученик может сдать экзамены еще по двум предметам, которые выберет самостоятельно.

Если девятиклассник планирует дальше идти в профильный класс или поступать в учебное заведение, к выбору предметов советуют подходить осознанно.

Зачастую в колледжах и техникумах требуются результаты ОГЭ по профильному предмету.

По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.

Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ – экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.

2 Экзамен ЕГЭ

В отличие от ОГЭ, ЕГЭ для россиян уже не в новинку – он активно проводится во многих регионах страны с 2003 года. С 2009 года эта форма государственной аттестации является единственной в 11 классе. ЕГЭ одновременно служит как выпускной экзамен из школ, лицеев и гимназий, а также как вступительный экзамен в ВУЗ.

Система проведения экзамена в 11-ом классе похожа на ОГЭ. Также есть два обязательных предмета – математика и русский язык. Также есть возможность выбрать два предмета по желанию, любые из школьной программы.

Нововведение 2015 года – математика разделена на два направления, базовый и профильный. Школьник может выбрать профильный вариант экзамена лишь в том случае, если он требуется при поступлении в ВУЗ.

По результатам экзаменов выпускник получает баллы по каждому предмету

Важно получить минимальное количество баллов, которые допускает Рособрнадзор. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить в ВУЗ на желаемую специальность

Каждое высшее учебное заведение имеет свой проходной балл для поступления.

ЕГЭ проводится в здании другой школы, с другими учителями во избежание некорректных результатов. С каждым годом процедура проведения экзамена все больше ужесточается, в кабинетах установлено видеонаблюдение, и школьников провожают даже в туалет.

Введение ЕГЭ до сих пор вызывает серьезные споры как у детей и родителей, так и представителей образовательной системы. Подготовку к единому государственному экзамену советуют начинать как можно раньше.

3 Экзамен ГВЭ

Есть еще одна форма государственной итоговой аттестации – ГВЭ (аббревиатура расшифровывается как государственный выпускной экзамен). Он является скорее исключением из общего правила и распространяется на отдельные категории выпускников. К ним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, обучающиеся учебно-воспитательных заведений закрытого типа и так далее.

Основная итоговая аттестация ожидает всех школьников в России. ОГЭ – отличный способ проверить свои знания в 9 классе и подготовиться к ЕГЭ. А единый госэкзамен дает выпускнику хорошую возможность набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ и пройти конкурс.

Работать без приоритетов

Почему бы не подготовиться на 100 баллов по всем предметам за пару недель до ЕГЭ? А потому, что это практически невозможно, если нет сильной крепкой базы. Так что это, скорее, способ, как не сдать ЕГЭ. Лучше распределить предметы в зависимости от планируемого результата: больше всего баллов принесет самый легкий для вас предмет, остальные можно распределить по другим. За оставшееся время можно научиться решать минимум заданий по предмету на желаемый балл: например, русский на 90, история на 70, английский на 80 и т.п.

Больше всего баллов можно получить за дисциплину, которая дается легче всего, поэтому при подготовке стоит сделать на нее упор. Это поможет сдать ЕГЭ на желаемый балл.

Ну и как это работало — никто не списывал?

Конечно, всё равно списывали. И, разумеется, бывало, что члены комиссии этого старательно «не замечали». Но если в мемуарах, публицистике и художественной литературе рассказы о списывании в гимназиях встречаются часто, то в документах экзаменационных комиссий — это, как пишут исследователи, лишь единичные случаи.

Известно, что ученики пользовались шпаргалками, списывали друг у друга и полагались на подсказки преподавателей. Директора гимназий порой могли брать взятки, притом довольно остроумным способом: предлагая родителям пари на то, что их ребёнок сдаст экзамен.

Вопиющий случай нарушения на испытаниях зрелости, сведения о котором сохранились в официальных документах, случился в гимназии Орловской губернии в 1899 году.

Тогда семерых гимназистов на экзамене по латинскому языку уличили в том, что они одинаково перевели текст слово в слово, как в хрестоматии. Члены экзаменационной комиссии закрыли глаза на нарушение, заявив, что это была лишь случайность. Директор гимназии пошёл наперекор комиссии и распространил слух, что пойманных учеников не допустят к следующим экзаменам, в результате один из нарушителей попытался шантажировать директора тем, что якобы узнал тему от его сына.

Несмотря на большой скандал, особых последствий ни для гимназии, ни для учеников эта история не имела. В целом система была скорее благосклонна к учащимся, чем строга к ним. Похоже, члены экзаменационных комиссий, если и замечали за кем-то грешок списывания, старались не выносить сор из избы, чтобы не навлекать на себя лишних проверок.

Как за годы после введения ЕГЭ изменились школьные уроки

Неубедительные результаты ЕГЭ по математике наводят на подозрение, что с преподаванием этого предмета в школах, возможно, что-то сильно не так. Вопрос в том, когда начались проблемы и какую роль в ухудшении математического образования сыграл ЕГЭ.

  • В интервью 2008 года (ещё до введения обязательного ЕГЭ) Григорий Канторович, на тот момент проректор ВШЭ, заявил: плохой результат ЕГЭ по математике (23% выпускников не набрали баллов на тройку) показывает, что «надо всерьёз браться за среднюю школу».
  • После 2010 года, по мнению преподавателя филиала ВШЭ в Перми Анатолия Иванова, 50 баллов ЕГЭ по математике можно было набрать, зная предмет на уровне пятого класса. С 2015 года свободу «не учить и не учиться», по словам Иванова, школе дал базовый уровень экзамена по математике. «Первокурсников обучать математике очень затруднительно, так как они натасканы только на 9–10 первых задач ЕГЭ», — отмечал он.
  • Аналогичную позицию высказал в 2016 году на основе разбора заданий профильного ЕГЭ по математике профессор мехмата МГУ Юрий Неретин. Большинство задач на тот момент, по его мнению, были примитивными «одноходовками», для решения которых не нужны какие-либо логические усилия. Самые сложные задачи из части C единого госэкзамена по профильной математике соответствовали уровню лучших профильных вузов и математических школ. Вывод Юрия Неретина был неутешительным: «Математика в школе, за исключением специализированных школ, при наличии такой экзаменационной программы существовать не может. Потому что есть часть B, где учить и учиться нечему, и есть часть C, на уровне которой учить невозможно».
  • В Хакасском госуниверситете в 2017 году, сравнив результаты ЕГЭ и первого вузовского экзамена по математике, решили, что первокурсникам необходим вводный курс школьной математики, чтобы они могли успешно обучаться по естественно-научным или техническим программам.
  • Сотрудники МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2018 году оценили ситуацию немного лучше: они нашли связь между баллом ЕГЭ по математике и результатом входного тестирования по предмету в вузе. То есть в целом чем лучше сдан ЕГЭ, тем лучше первокурсник справлялся и с проверкой в вузе. Но были, говорится в статье, и странные случаи: «Абитуриенты, имеющие высокие баллы ЕГЭ, часто имеют поверхностные знания предмета и не могут решить задания базового уровня, предлагаемые им при входном тестировании».

Авторы работ с критикой ЕГЭ по математике приходят к одному заключению: экзамен негативно влияет на обучение в школе, потому что оно сводится к заучиванию алгоритмов решения типовых задач.

Как обстоит дело с другими школьными предметами?

Здесь исследований меньше. На заре обязательного ЕГЭ высказывались самые разные опасения по поводу того, как условия экзамена повлияют на преподавание в школе.

Например, в статье 2011 года учёные из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий и Андрей Подлазов описывали несколько гипотетических ситуаций:

  • программные часы по литературе передаются на русский язык, ЕГЭ по которому обязателен, тогда как литература сдаётся по выбору;
  • лабораторные практикумы по химии и физике прекращаются, потому что эти навыки не проверяют на ЕГЭ;
  • навыки публичных выступлений и восприятия устной речи больше не развивают ни на литературе, ни на истории, ни на обществознании;
  • работе со справочниками и поиску источников не обучают, потому что на ЕГЭ взять справочник нельзя.

Противники ЕГЭ считают, что эти опасения полностью подтвердились. Из подтверждений пока можно привести отдельные разрозненные факты. Например, так как ЕГЭ по истории фиксируется на победах, а не на трудных периодах, формируется соответствующее содержание школьного курса. Из-за того, что старшеклассники привыкают соблюдать «егэшные» требования к эссе, снижается самобытность сочинений на олимпиаде по литературе.

Впрочем, к экзаменам по литературе, истории и даже по обществознанию — одному из самых популярных предметов на ЕГЭ — готовятся не все выпускники. И в основном негативный эффект единого госэкзамена на большинство школьных предметов проявляется не в том, как им учатся, а в том, что нередко им не учатся вообще.

Вот как вредные влияния ЕГЭ на школу обобщает критическая статья 2019 года на основе опроса первокурсников и родителей: введение ЕГЭ снизило образовательный потенциал молодёжи, так как высокие ставки экзамена заставляют сосредоточиться на трёх-четырёх необходимых предметах, а по остальным выпускники остаются малограмотными.

Влюбленные в предмет

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?

Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.

Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.

— А можно ли привить любовь к языку?

— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.

Статья по теме

Снова в бой. Как подготовить ребенка к школе после каникул

И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.

— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?

— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль. Фото: Из личного архива/ Лилия Теликова

Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.

На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.

Статья по теме

Школа строгого режима: как учителям найти подход к трудным подросткам?

Как я чуть не довела себя до истощения

Сейчас я хочу поделиться своей историей. Будучи десятиклассницей, я хотела отдохнуть после всех пятёрок за ОГЭ, и не думать о предстоящем экзамене в 11 классе, поэтому я решила отложить подготовку к ЕГЭ на год, а в 10 классе отдохнуть, о чём и сообщила своей маме.  В 10 классе я ничего не делала, точнее делала, но не то, что нужно было. Я учила немецкий, зная, что на ЕГЭ буду сдавать английский, спала на неинтересных уроках по обществознанию, зная, что мне его нужно будет сдавать, профессионально занималась спортом, хотя связывать с ним свою жизнь не планировала, и спокойно работала на аттестат с отличием, ведь думала, что он меня спасёт. Однако в 11 классе я поняла, какую большую ошибку допустила. Пришлось бросить спорт, обложиться учебниками, репетиторами и курсами по английскому языку, чтобы вывести подготовку на должный уровень; не спать ночами, зубрить теорию по обществознанию, писать сочинения по русскому языку по несколько раз в неделю, ну и конечно же готовиться к математике, «жить» после уроков в школе, до дыр зарешивать сборники вариантов ЕГЭ, и ещё много чего интересного. Одно я могу сказать точно: ни одному ученику я не посоветую такого же 11 класса.

Теперь, когда вы знаете, что оставлять всё на потом не лучшая затея, давайте обсудим конкретный предмет – математику. Почему же стоит начать готовиться к ней в 10 классе?

Базовая и профильная математика

Заметно снизилась доля участников ЕГЭ, не сдавших экзамен, и повысилась доля выпускников с высокими результатами. Наиболее трудными для участников экзамена как базового, так и профильного уровня остаются задания по геометрии.

Успехи на ЕГЭ по математике

  • Стало меньше технических ошибок в записи ответов и решений
  • Больше ребят довели решение до конца
  • Стало меньше ошибок, связанных с неправильным пониманием условия задачи
  • Выпускники стали лучше справляться с экономическими задачами

Самые трудные задания на профильном ЕГЭ по математике

  • Каждый третий участник экзамена 2019 года не справился со стереометрической задачей 8
  • Столько же не смогли решить текстовую задачу номер 11
  • Последнее задание наиболее сложное и под силу только хорошо подготовленным участникам ЕГЭ
  • Здания по геометрии остаются наиболее трудными для участников экзамена

Самые трудные задания на базовом ЕГЭ по математике

  • Низкий процент выполнения практико-ориентированного стереометрического задания 13
  • Много проблем вызвала задача 14 на наглядное представление о производной
  • Хуже других были выполнены геометрические задачи 15 и 16

Выпускники пишут ЕГЭ. Фото — фотобанк Лори

Неравенство стало многоуровневым

Значит, всё прекрасно — неравенство сглажено? Увы, но географическая мобильность, которой поспособствовал ЕГЭ, ещё не означает мобильности социальной. Для вчерашнего выпускника возможность учиться в большом городе далеко от дома по-прежнему определяется, кроме баллов ЕГЭ, ещё и доходами родителей. Больше того: сам результат экзамена, по многочисленным данным, может быть предопределён тем, в какой семье ребёнок вырос и в какой школе учился.

Можно выделить три уровня, на которых по-прежнему существуют серьёзные причины для неравенства в шансах на поступление.

Уровень 1: где ты учился

Сравнение средних для разных регионов баллов ЕГЭ по русскому языку и математике с 2010 по 2014 год показало: выпускники сдают экзамены лучше в регионах с более высоким валовым продуктом, с лучшим финансированием школ, с большим числом педагогов с высшим образованием. Баллы в среднем выше в лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов, а также в крупных школах и там, где работают учителя высшей квалификационной категории.

Конечно, усреднённые данные не означают, что в экономически слабых регионах и в обычных школах выпускники никогда не сдают ЕГЭ на высокие баллы. Но эти данные показывают, что получить максимальные результаты там удаётся реже, чем в более благополучной среде.

Уровень 2: кто твои родители

Сами школьники, их родители и даже учителя считают, что школьных занятий недостаточно для подготовки к ЕГЭ. Тут в игру вступают репетиторы: по некоторым сообщениям, уже год назад рынок частных уроков в России оценивался в 100 млрд рублей.

До введения единого госэкзамена репетиторство тоже было распространено. Например, в 2006–2009 годах больше половины студентов сообщали в опросах, что перед поступлением занимались на платных подготовительных курсах, с репетитором из выбранного вуза или других учебных заведений. После введения ЕГЭ подготовительные курсы при вузах стали менее популярными. Но в целом доля расходов на образование в семейных бюджетах россиян в последний школьный год ребёнка выросла на 70%. Высокую цену подготовки к экзамену некоторые исследователи считают одной из причин ухода выпускников 9-го класса в колледжи.

Насколько увеличивается от занятий с репетиторами балл ЕГЭ, вопрос спорный. Возможно, эффект родительских инвестиций в подготовку совсем небольшой. Но не нулевой, а это значит, что выпускник из обеспеченной семьи получает шанс нарастить свои баллы за счёт платных занятий.

Деньги — не единственный фактор неравенства. На образовательные результаты в целом влияет и культурный капитал семьи. В школе, особенно в старших классах, ненужные для поступления в вуз предметы занимают всё меньше места. Задача всестороннего развития ребёнка или подростка становится в основном ответственностью родителей. И если у семьи нет средств возить его по кружкам и секциям или нет достаточного опыта и образования, чтобы подобрать дополнительные занятия, то развитие оказывается очень ограниченным.

Уровень 3: куда ты поступаешь

Итак, чем беднее семья, тем сложнее набрать высокий балл ЕГЭ. Но не только он определяет доступность престижных вузов. Даже при одинаково хороших результатах экзаменов выпускники из семей с разным экономическим положением выбирают разные вузы. Те, у кого ситуация хуже, гораздо реже поступают в университеты с высоким уровнем отбора. Есть связь и с образовательным капиталом семьи: установлено, что больше шансов попасть в престижные вузы у выпускников, родители которых, прежде всего отец, имеют более высокий уровень образования.

Для выпускников из менее ресурсных семей ЕГЭ создал новый вариант в выборе образовательной траектории: «Поступлю туда, куда хватит баллов». Преподаватели вузов давно заметили приток первокурсников, которые ничего не знают о выбранной специальности и не мотивированы её осваивать.

Об этом говорится в опубликованном в 2015 году исследовании по опросам преподавателей — в вузы, по мнению части респондентов, приходят «случайные» люди. Исследователи из Тюменского индустриального университета считают, что этот механизм уже привёл к выходу на рынок труда тысяч немотивированных специалистов.

Распространенные ошибки

Ежегодно эксперты ФИПИ не только оценивают уровень результатов единого госэкзамена, но и анализируют типичные ошибки, допущенные его участниками

На основе собранных данных делаются выводы о том, на какие моменты необходимо обратить внимание при подготовке к ЕГЭ. Рекомендации для школьников и учителей публикуются на сайте ФИПИ

Обществознание

Из года в год участники экзамена делают примерно одни и те же ошибки, связанные с недостатком знаний по нескольким разделам школьного курса:

  • конституционный строй страны;
  • права, свободы и обязанности граждан;
  • организации и названия властных структур;
  • функции финансовых институтов (в особенности банковского сектора);
  • порядок налогообложения в РФ;
  • основные экономические явления, влияющие на социальную сферу (безработица и инфляция).

Плавают школьники и в терминологии, а ее знание и правильное использование в развернутых ответах оценивается отдельно. Особые сложности вызывает понимание значения понятий «гражданственность», «гуманизм» и «патриотизм».

История

Ошибки на ЕГЭ по этому предмету также стабильны из года в год. Очевидно незнание:

  • культурных и исторических деятелей;
  • хроники и взаимосвязи событий российской истории 20 века;

Кроме того, выпускники слабо владеют фактами, необходимыми для аналитики иллюстративного материала (главным образом карт).

Русский язык

Наибольшее количество ошибок допускается при выборе одной или двух букв «н» при написании суффиксов. Также в число заданий, вызывающих сложности, входят тесты на знание:

  • пунктуации;
  • паронимов;
  • правописания корней.

При выполнении заданий с развернутыми ответами эксперты ФИПИ отмечают недостаток умения аргументировать свою точку зрения.

Биология

Участники ЕГЭ успешно справляются с большинством базовых вопросов. Затруднительными становятся задания, где требуется:

  • соотнести характеристики органов человека, животных или растений;
  • продемонстрировать знания по темам «Деление клеток», «Энергетический клеточный обмен», «Образование видов», «Нервная система человека», «Формы естественного отбора», «Нейрогуморальная реакция»;
  • знать закономерности экосистемы и хронологию развития органического мира.

Определенные сложности вызывают и вопросы по генетике, требующие объяснения результатов скрещивания, но большинство школьников все-таки справляется с этими задачами.

Математика

Традиционно считается одним из сложных предметов ЕГЭ. Затруднения у выпускников вызывают: работа с формулами, задачи по планиметрии и стереометрии, нахождение экстремума, производной функции. Кроме того, многим с трудом дается решение логарифмических неравенств.

Иностранные языки

Слабым местом большинства выпускников становятся задания, требующие рассуждения на указанные темы. Часто происходит подмена понятий, к которой приводит выхватывание отдельных слов из контекста всего задания. По остальным блокам (чтению и аудированию) участники стабильно показывают высокие результаты.

Информатика

По мнению аналитиков ФИПИ, большинство ошибок допускается по невнимательности, а не из-за отсутствия или нехватки знаний. Чаще всего несобранность (или рассеянность?) мешает правильно выполнить задания, в которых надо:

  • определить объем памяти, необходимый для хранения графической информации;
  • преобразовать или построить логические выражения;
  • проанализировать алгоритмы и программы.

Именно на эти моменты следует обратить внимание тем, кто только готовится сдавать ЕГЭ. Исходя из статистики, можно смело утверждать, что самый сложный предмет ЕГЭ – обществознание, раз его заваливает каждый шестой участник ГИА

Не уступает ему и биология, хотя обе эти дисциплины входят в топ наиболее популярных по выбору. Вообще же, объективно назвать наиболее трудный экзамен ЕГЭ невозможно по одной простой причине: деление на физиков и лириков все еще актуально, и стобалльник, с блеском взявший все интегралы на математике, на литературе вполне мог бы растеряться при виде задания найти в тексте оксюморон или анафору. Так что выбирайте для сдачи ЕГЭ любимые предметы – и все будет в порядке

Исходя из статистики, можно смело утверждать, что самый сложный предмет ЕГЭ – обществознание, раз его заваливает каждый шестой участник ГИА. Не уступает ему и биология, хотя обе эти дисциплины входят в топ наиболее популярных по выбору. Вообще же, объективно назвать наиболее трудный экзамен ЕГЭ невозможно по одной простой причине: деление на физиков и лириков все еще актуально, и стобалльник, с блеском взявший все интегралы на математике, на литературе вполне мог бы растеряться при виде задания найти в тексте оксюморон или анафору. Так что выбирайте для сдачи ЕГЭ любимые предметы – и все будет в порядке.

Что делать родителям, если ребенок-ученик не сдал ЕГЭ в 11 классе?

Ни в коем случае не ругать и не винить. И вот почему.

Большинство семей оказывают прямое или косвенное влияние на ребенка при выборе вуза для поступления. А значит, и выбор экзаменов для ЕГЭ – это общий выбор ребенка и родителя. Так что на этапе подготовки вы несете такую же ответственность, что и ваш ребенок.

Даже если ребенок внешне не показывает волнения, поверьте: внутри него бушуют такие эмоции и страсти, что он сам себя давно уже наказал. И дополнительное давление/недопонимание/обвинения извне сделают только хуже.

Ребенок должен не только оправдать моральные и финансовые затраты семьи на репетиторов и курсы, но и не подвести учителя и школу. Не удивительно, что нервный срыв – этом меньшее, что может случиться, если не сдал ЕГЭ по выборуНапряжение абитуриента сравнимо с напряжением олимпийского чемпиона.

Итак, вот конкретные советы, которые помогут родителям оставаться спокойными и помочь ребенку:

  1. Укрепляйте его нервную систему еще на этапе подготовки: витамины, здоровое питание и хороший сон помогут справиться телу со стрессом.
  2. Убеждайте ребенка в хорошем отношении к нему при любом исходе. Ребенок должен чувствовать (а не только слышать), что его любят независимо от результата сдачи.
  3. Прогнозируйте любые развития событий и ищите во всем позитив, чтобы ребенок был готов к любому исходу.
  4. Не поддавайтесь сиюминутным порывам агрессии. Если чувствуете злость, обиду и разочарование, возьмите перерыв, чтобы негатив угас и остыл. И только после этого спокойно обсудите с ребенком ситуацию.
  5. Вспомните несколько примеров из своей жизни, когда близкие люди оказывались в подобной ситуации и все равно добились успеха. Обязательно поделитесь этим опытом с ребенком.

Экзамен во многом является лотереей, результат которой зависит не только от знания темы, но и от качества работы нервной системы ребенка в данный момент. И волнение играет ему не на руку. 

Самый важный совет №1: помогите ребенку справиться с первоначальным стрессом. Если он не выплеснет эмоции, ему будет сложно перелистнуть эту страницу его жизни, что помешает ему развиваться дальше.

Самый важный совет №2: помогите ребенку выбраться из скорлупы выпускника и впустить в жизнь все то, что он потерял из-за подготовки к экзаменам. Путешествия, встречи с друзьями, походы в кино, пикники с родней на природе… Дайте ему почувствовать себя живым и покажите, что экзамены/учеба/поступление – это лишь маленькая часть чего-то большего.

Как видите, если завалил ЕГЭ по физике, математике, русскому или любому другому предмету – это не конец света, а только очередной жизненный урок.

Надеемся, мы вам хотя бы немного помогли и успокоили. Мы уверены, что удача непременно улыбнется вам и даст шанс на обучение в том вузе, куда стремится душа. А сервис студенческой помощи поможет оставаться на плаву.

Выводы

Максимальный результат — это не просто мечта, а реальный шанс получить бюджетное место в топовом вузе. И чтобы им воспользоваться, нужно засесть за подготовку уже сейчас, не откладывая ее в долгий ящик.

Начать можно даже с составления плана:

определить уровень знаний по предметам — если вы планируете начать с нуля, заложить основы стоит еще летом, чтобы впоследствии просто углублять знания,
расписать, чему стоит уделить внимание в первую очередь, а что потребуется просто углублять и повторять,

выделить время на отдых.

Таким образом, нужно заранее определиться со сдаваемыми предметами, заранее изучить их азы и готовиться, выкладываясь на 200% и уделяя время отдыху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector