Реферат валеология наука о здоровье человека

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».

На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.

1.4. Классификация валеологии

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

<<< Назад Дальше >>>

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Примечания

  1. ↑ , Введение, с. 6—9.
  2. ↑ , § 1.1. Основные понятия валеологии, с. 4—8.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 февраля 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 января 2018.
  5. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — 236 с.
  6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд.. — М.: Пед. общество России, 2000. — 407 с.
  7. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. — М.: АСТ, 2001. — 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
  8. Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. — М., 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
  9. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. — М.: «МарТ», 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
  10. , с. 267.
  11. Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы.. — Новосибирск: Наука, 1993.
  12. , с. 264.
  13. Маскалевич Ю. А. // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
  14. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
  15. Баевский Р. М., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Ч.1 // Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч.. — Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 1996. — 55 с.
  16. Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. // Философия здоровья. — М.: ИФ РАН, 2001.
  17. Несмотря на критические замечания со стороны философов, идеи интергративного описания человеческого существа продолжают развиваться как современное междисциплинарное направление науки, получившего название «интергративная физиология». Также эти идеи реализуются в рамках международного проекта Физиом; хотя прямо термин «валеология» не используется в работах, связанных с этим проектом, однако идеи развиваются весьма близкие.
  18. , с. 267: «Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно.».

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над укреплением здоровья;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

Немного о валеологии

Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.

Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.

В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.

Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .

Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.

Как проходит рабочий день

Особенности рабочего дня у валеолога зависят от места работы.

В научно-исследовательских компаниях, в обязанности специалиста входят следующие моменты:

  • оценка конечных результатов работы органов здравоохранения, показателей уровня здоровья;
  • планирование видов медицинской помощи;
  • определение социально-профилактической направленности с целью укрепления и сохранения здоровья населения;
  • разработка, внедрение новых техник, средств, сбережения и укрепления здоровья;
  • применение современных методик профилактики патологий, наглядная агитация ведения здорового образа жизни и правильного питания.

При работе в образовательных организациях, валеолог выполняет такие задачи:

  • проведение научно-обоснованного комплекса действий, направленных на укрепление здоровья учащихся, создание оптимальных условий их обучения;
  • составление расписаний занятий, учитывая чередование умственной и физической активности;
  • проведение индивидуальных, групповых валеологических диагностик;
  • осуществление диагностической, коррекционной, консультативной работы с учениками и педагогами;
  • внедрение в учебные процессы комплекса превентивных мероприятий в рамках школьного обучения – подборка специальной мебели, оптимальное рассаживание учащихся.

Когда валеолог работает в медицинских учреждениях, в его обязанности входят следующие задачи:

  • участие в мероприятиях по сбережению, укреплению здоровья, определению факторов риска, корректировка образа жизни, пропаганда санитарно-гигиенических знаний и ЗОЖ путем гигиенического обучения и воспитания населения;
  • контроль, организация деятельности медработников по своему профилю;
  • работа со СМИ касательно вопросов профилактики инфекционных, неинфекционных патологий;
  • организация лекций, семинаров для разных групп населения по поводу охраны здоровья;
  • анкетирование при осуществлении социологических исследований людей по вопросам медико-гигиенического образования, определения факторов риска, коррекции образа жизни.

Вне зависимости от места работы валеолога, его рабочий день проходит насыщенно, приходится открывать новые грани в науке, совершенствоваться.

Наука валеология

Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.

Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.

На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.

Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.

Где можно получить профессию валеолог?

Получить профессию валеолог можно только на базе профильного высшего учебного заведения – абитуриентам нужно выбирать в медицинском ВУЗе факультет «Валеология». Однако можно устроиться на работу и с образованием врача (независимо от специализации). Кроме того, Стать валеологом могут и те специалисты, которые получили образование социального педагога или психолога – достаточно пройти курсы профессиональной переподготовки.

В список лучших ВУЗов России, где можно обучиться на валеолога, входят:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова;
  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова;
  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;
  • Рязанский государственный медицинский университет им. Павлова;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма

В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.

Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Суть вопроса: кратко

Здоровый образ жизни активно пропагандируется не только сегодня. Еще советские ученые заботились о том, чтобы граждане СССР были бодры и имели достаточно сил для строительства коммунизма. Поэтому наука о здоровье была остро необходима. И ее создание стало прорывом советской научной мысли.

На сегодняшний день валеология оформилась в 2 взаимосвязанных течения:

  • межнаучное направление;
  • учебная дисциплина.

Первое изучает резервы человеческого организма:

  • физические;
  • генетические;
  • психологические.

При этом первостепенную важность имеет понимание состояния отдельных систем и организма в целом в процессе сохранения общей устойчивости под воздействием внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Рассматривая валеологию под призмой учебной дисциплины, нужно в первую очередь отметить, что в сферу ее интересов попадает комплекс знаний двух категорий:

Рассматривая валеологию под призмой учебной дисциплины, нужно в первую очередь отметить, что в сферу ее интересов попадает комплекс знаний двух категорий:

  • о здоровье;
  • о здоровом образе жизни.

Говоря простыми словами, валеология обладает совокупностью мер и научных знаний, позволяющих ей заботиться о здоровье индивида. Поэтому ее объектами являются люди здоровые или находящиеся близко к тому, чтобы заболеть.

В этом, несмотря на множество схожих моментов, кроется самое главное отличие медицины от валеологии. Первая занимается лечением заболеваний, а вторая – профилактикой проблем со здоровьем.

Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что валеология – это наука, изучающая комплексное здоровье во всех его проявлениях.

Показания к началу Заместительной почечной терапии – гемодиализу:

  • гиперкалиемия выше 6 ммоль/л, метаболичиский ацидоз, который не поддается коррекции;
  • скорость клубочковой фильтрации (СКФ) 10 мл/мин и < , или уровень мочевины крови >36ммоль/л;
  • уремический перикардит;
  • жизнеопасная гипергидратация, отек легких рефрактерный к терапии мочегонными;
  • наличие олигоанурии – выделения в сутки не более 0,5 л мочи даже при форсированном диурезе
  • прогрессирующая уремическая энцефалопатия и/или нейропатия;

В дневном стационаре – отделении гемодиализа вам помогут:

  • Определить причины возникновения почечной дисфункции;
  • Определить патологические изменения: острая или хроническая недостаточность;
  • Провести качественный медицинский осмотр;
  • Назначить диагностику почечной недостаточности;
  • Произвести лечение почечной недостаточности;
  • Составить прогноз по окончанию лечения;
  • Назначить профилактику почечной недостаточности.

Процедура проводится 3 раза в неделю. Длительность ее составляет от 240 мин до 270 мин.

В дневном стационаре проводятся:

  • определение программы или метода диализа, в том числе с учетом степени тяжести основного и сопутствующих заболеваний и наличия инфекционных и неинфекционных осложнений;
  • оценка функции доступа для диализа;
  • изменение предписания лечения методами диализа в зависимости от клинического состояния пациента, функции доступа для диализа и изменения степени тяжести, сопутствующих заболеваний;
  • динамическое наблюдение больных, получающих лечение методами диализа. Проведение антропометрии, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, контроль функции доступа для диализа, состояния гидратации или верификация величины «сухого веса», дозы диализа, эффективного времени диализа, не восполняемой ультрафильтрации и других параметров процедуры диализа;
  • назначение и оценку лабораторного и инструментального обследования для обеспечения контроля качества лечения;
  • обеспечивает тщательное обследование больных с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, вторичного гиперпаратиреоза, неконтролируемой артериальной гипертензией, проводится лечение интрадиализной гипертензии ежедневными сеансами гемодиализа, ГДФ- ONLINE;
  • диализная терапия Минерально — костных нарушений дополняется современной фармакотерапией, в частности кальцимиметиками, несодержащими кальций фосфат-связывающими препаратами, активаторами рецепторов витамина Д;
  • оценку риска развития осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи методами диализа;
  • выработку рекомендаций по тактике лечения и обследования;
  • обеспечивает отбор, обследование и перевод больных на трансплантацию почки, при необходимости направляет в нефрологическое отделение потенциальных реципиентов и доноров для обследования на предмет возможности выполнения трансплантации;
  • проводит обучение пациентов с хронической почечной недостаточностью и их родственников методам контроля и профилактики осложнений диализного доступа, а также осложнений хронической почечной недостаточности.

Отделение развернуто на 15 ди­ализных мест. Парк аппаратов «Искусственная почка» насчитывает 15 диализных мест, работающих в 4 смены круглосуточно. Для диализа используются диализаторы с мембраной нового поколения (из полисульфона, благодаря высокой проницаемости такой мембраны кровь проходит глубокую очистку, и выводится больший объем токсинов, чем с обычной мембраной из целлюлозы), глюкозосодержащие концентраты диализирующей жидкости, установлена высокопроизводительная система водоочистки, качество воды которой полностью соответствует мировым стандартам

Наше отделение оборудовано пандусами, поручнями, что очень важно для пациентов с ограниченными возможностями здоровья

В отделении гемодиализа пациенты могут получить консультативную помощь всех специалистов НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина –филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Подключение к аппарату искусственной почки и регулярное прохождение процедуры позволяют продлить жизнь от 15 до 25 лет. Пациенты, отказавшиеся от данной процедуры, имеют риск летального исхода намного раньше – за считанные месяцы.

Отделение, в котором лечат почечную недостаточность

Жители города Москвы для получения направления и прикрепления к гемодиализному центру должны пройти консультацию у главного внештатного специалиста – нефролога Департамента здравоохранения г. Москвы в консультативно-диагностическом отделении Городской клинической больницы №52.

Жители субъектов РФ могут поступить на лечение в Дневной стационар НИИ урологии и интервенционной радиологии имения Н.А. Лопаткина по направлению формы 057/у.

Платные медицинские услуги предоставляются в виде комплексной программы медицинской помощи, по желанию пациента, или гражданам, обеспечение которых бесплатными медицинскими услугами не предусмотрено законодательством Российской Федерации (гражданам иностранных государств, лицам без гражданства).

Позвоните нам сегодня, чтобы мы смогли Вам помочь!

Москва, 8 (499) 110 — 40 — 67

Литература

1. Богданова Т. Л. Биология: справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. — 816 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.

3. Давиденко Д. Н. Валеология — Научно-педагогическая основа культуры здоровья: журнал: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта Выпуск № 21 / 2006.

4. Тихомирова И. А. Физиологические основы здоровья:

Краткий курс лекций по валеологии, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», 2007.

5. О. В. Тулякова Биолгия: учебник Москва 2013 М: Директ-Медиа — 449 с.

Приложение 1

Таблица 1: Отличительные черты валеологии

Признаки науки

Медицина

Гигиена

Валеология

Объект изучения

Человек, подверженный заболеваниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности человека

Практически здоровый человек

Предмет исследования

Болезни человека, их

причины и механизмы

развития; диагностика,

лечение и профилактика

заболеваний

Здоровые условия

жизнедеятельности человека

и оптимальные

характеристики среды его

обитания

Здоровье человека и его

резервы; их оценка,

развитие и укрепление

функциональных

возможностей человека

Основные

направления

науки

Избавление человека от

заболеваний, их

диагностика, лечение и

предупреждение

Исследование и

поддержание здоровых

условий жизнедеятельности

человека и среды его

обитания

Формирование,

укрепление и

сохранение здоровья

человека

Методы

исследования

Методы диагностики,

лечения и

предупреждения

заболеваний человека

Методы исследования,

создания и поддержания

оптимальных для здоровья

характеристик среды и

условий жизнедеятельности

Методы количественной

и качественной оценки

резервов здоровья,

профилактики их

снижения и коррекции

их отклонений от нормы

Пути

достижения

цели и

результатов

Снижение

заболеваемости,

инвалидизации и

смертности населения

Снижение заболеваемости,

травматизма и

инвалидизации населения

Укрепление здоровья

через формирование

ЗОЖ населения

Приложение 2

Таблица 2: Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях

Заболевание

Неблагоприятные факторы, в %

Генетические факторы

Внешняя среда

Медицинское обеспечение

Образ жизни

ИБС (Ишемическая болезнь сердца)

18

12

10

60

Рак

26

19

10

45

Диабет

53

2

10

35

Пневмония

18

43

20

19

Цирроз печени

18

9

3

70

Суицид

25

15

3

55

Транспортный травматизм

3

27

5

65

Размещено на Allbest.ru

Методы валеологии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
Эксперимент (чаще всего педагогический)

Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
Математические методы

Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье». То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Преимущества профессии валеолог

Валеология – крайне перспективная область, которая постоянно развивается. Соответственно, ей будут необходимы новые кадры, что облегчает поиск работы молодым специалистам. То есть, валеологи востребованы сегодня и будут пользоваться спросом у работодателей и в будущем.

Специалисты по правильному образу жизни обладают множеством полезных знаний о здоровье, поэтому для себя они могут подобрать наиболее эффективный режим жизни, способствующий комфортному долголетию.

Валеологи, которые выбрали научно-исследовательские центры, могут посвятить себя науке. Причем это занятие является не только интересным для самого специалиста, но и социально полезным.

Действующие принципы валеологии

 Основными принципами, на которых базируется учение, являются:

  1. Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
  2. Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
  3. Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
  4. Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
  5. Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
  6. Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
  7. Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
  8. Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
  9. Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.

Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья

И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Сравнительная характеристика Валеология Гигиена
Предмет науки Человеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них. Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем.
Объект науки Человек – здоровый и в состоянии предболезни. Внешние факторы, воздействующие на организм, человек.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Методы валеологии

В валеологии применяется компьютерная диагностика для оценивания физического, психического состояния человека. Медики еще прибегают к нижеприведенным методам.

  1. Социометодология. К этой группе относят акцентирования, социальные опросы и другие виды коммуникационных взаимодействий для выявления среднестатистических показателей по различным вопросам здоровья и накопления теоретической базы для изучения, анализа.
  2. Математические методы. Они требуются для обработки сведений, полученных за счет предыдущей технике.
  3. Комплексный анализ педагогических идей. Техника необходима для формирования выводов по аспектам, касающихся воспитания, обучения ЗОЖ.

Комплексное использование всех методик исследований помогает получить четкие результаты с положительной динамикой развития среди детей и взрослых. Благодаря приведенным тактикам, в 21 веке сформировалась тенденция к ведению здорового образа жизни.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector