Организация здравоохраненияи общественное здоровье

Соединить красное с квадратным

Помимо планов о возврате требований к руководству медорганизаций и ИП Минздрав России отличился еще одной довольно спорной инициативой.

Объединение в одну общую услугу позиций «организация здравоохранения ‎и общественное здоровье» и «эпидемиология» еще с момента принятия нового Положения о лицензировании вызвало недоумение в медицинском сообществе. Тогда новый Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, явил миру позицию «организация здравоохранения ‎и общественное здоровье, эпидемиология» без какого-либо внятного разъяснения, чем вызвал справедливые вопросы. Были даже предположения о возможной технической описке, поскольку эпидемиология является абсолютно самостоятельной медицинской услугой.

Однако в последнем проекте Минздрав России, вероятно, считая, что внесет большую ясность, предлагает установить тождество между двумя названными позициями в Перечне тождественных работ (услуг):

организация здравоохранения ‎и общественное здоровье организация здравоохранения ‎и общественное здоровье, эпидемиология
эпидемиология

Представляется, что медорганизации, которые имеют лицензии ТОЛЬКО на услугу «организация здравоохранения ‎и общественное здоровье» (каких большинство) ИЛИ на услугу «эпидемиология», до 1 сентября 2022 года должны будут переоформить лицензию на деятельность в виде «организации здравоохранения ‎и общественного здоровья, эпидемиологии». Отсюда вопрос: необходимо ли будет медорганизации брать на работу врача-эпидемиолога? Или же появится новая объединяющая эти две услуги специальность?

На сегодняшний день регулятор не разработал никаких документов или изменений в акты, которые свидетельствовали бы о таком развитии событий. Напротив, еще в прошлом году Минздрав подготовил проект приказа «Об установлении требований к организации и выполнению работ (услуг) по эпидемиологии», в котором специальность врача-эпидемиолога указана в качестве отдельной единицы, без каких-либо дополнительных приписок по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Более того, сегодня действует приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н, который предусматривает две отдельные специальности «эпидемиология» и «организация здравоохранения ‎и общественного здоровья». Также в настоящее время Минздравом России утверждены отдельные требования к организации выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью (приказ от 29.12.2020 № 1399н).

В итоге проект изменений в указанной части вызывает больше вопросов, чем ответов и требует разъяснений Минздрава.

Сертификат «ОЗиОЗ»: кто обязан получить?

02.05.2017
10:09

Просмотров: 3541
Комментариев: 0

В Письме от 07.04.2017 №17-2/2125 Минздрав РФ разъяснил, какие специалисты обязаны иметь сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Как указано в , подпунктами «в» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 , предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Минздрав поясняет: «в части первой подпункта «в» пункта 4 Положения перечислены три должности, для которых необходимо получение высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения — руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности».

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности является невыполнение требований, предусмотренных п.4 и пп. «а», «б», «в(1)» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности только при условии, что данные нарушения повлекли последствия в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинения тяжкого вреда здоровью или средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, при наличии человеческих жертв и т.д. Исчерпывающий перечень последствий, наличие которых необходимо для квалификации деяния как грубого нарушения лицензионных требований установлен п. 1, п. 2 ст. 11 ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Само по себе, несоблюдение обозначенных лицензионных требований (в том числе, требований к медицинским работникам, занимающим выше упомянутые должности), в отсутствие указанных в законе последствий, состав административного правонарушения в виде грубого нарушения лицензионных требований, не образует.

При наличии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 14.1 (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией), размер штрафа установлен в пределах от 100 до 200 тысяч рублей, также предусмотрена санкция в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Дополнительно Минздрав РФ сообщает о том, что в настоящее время идет подготовка проекта изменений в постановление Правительства РФ №291.

Однако, в настоящий момент, помимо уже упомянутого постановления Правительства РФ №291, требования к медицинским работникам установлены также Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 , Приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 .

В условиях наличия нескольких действующих нормативно-правовых актов, часть из которых обладает равной юридической силой (Приказы Минздрава РФ), устанавливающих различные требования к одной и той же должности, разъяснения Минздрава РФ ясности не внесли, а наоборот, еще больше запутали ситуацию.

Мы, в свою очередь, в очередной раз напоминаем Вам, что письма министерств не обладают обязательной юридической силой и не носят нормативно-правового характера. Следовательно, руководствоваться при осуществлении медицинской деятельности следует непосредственно нормативно-правовыми актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector