Журналистские жанры: классификация и типология глазами ведущих специалистов

Заменит ли со временем интернет газетную журналистику

Последние лет 15 бытует мнение, что традиционные газетные жанры будут вытеснены интернет-журналистикой. В этой связи вспоминается герой культового фильма В. Меньшова 1979 года и его уверенность в том, что через двадцать лет «будет одно сплошное телевидение». Его «пророчество», как видим, не сбылось — ТВ-воронка не смогла поглотить радио и прессу. То же самое, вероятно, относится и к «сплошному интернету». 

Классическая газета перестает быть источником новостей. В скорости доступа к информации она не может соперничать с веб-сайтами. Зато газета становится более аналитической, публицистичной, привлекая аудиторию более серьезную и  вдумчивую. Журналистика будущего — это интернет-СМИ, блогосфера, газеты, радио, ТВ. А это значит, что поле деятельности журналиста в XXI веке только расширяется и углубляется.

The following two tabs change content below.

  • Сторителлинг бренда: как использовать истории в создании и продвижении компании — 29/05/2021
  • Как справиться с эмоциональным выгоранием — 04/05/2021
  • Как правильно заполнить новый профиль ВК — 30/04/2021

Свойства онлайн-журналистики

Онлайн-журналистика является развивающейся и исключительно подвижной сферой, поэтому сложно выделить её характеристики. Однако, есть возможность выявить её основные черты:

— актуальность и избирательность;

— большой объем памяти и возможность архивирования;

— интерактивность;

— мультимедийность;

— возможность быстрого производства и распространения;

—доходность.

Интернет-издания находятся в выигрышном положении среди всех СМИ в плане оперативности: новость может быть доступна пользователям сети уже через несколько минут после события. Информация на новостных лентах и в информационных вкладках могут меняться ежечасно и ежеминутно. При этом, в отличии, к примеру, от прессы, происходит оперативное освещение не одного дня из жизни, а конкретного события.

Существуют три возможности актуализации информации:

• произвольное обновление: по мере подготовки материала;

• обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется, например, ежедневно или еженедельно;

• перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления.

Одно из основных преимуществ глобальной сети — неограниченный объём памяти. Поскольку информация появляется на информпорталах с завидной периодичностью, то появляется возможность архивировать старые новости, то есть создавать базу данных, из которой можно легко вычленить тот или иной факт в случае надобности. Каждый пользователь сети может ею воспользоваться, причём она представляет собой упорядоченную систему со свойствами поисковой машины. Это в корне отличает доступность Интернет-СМИ от остальных. Редакционные материалы могут быть упорядочены по датам, темам, по фамилиям авторов и т.п.

Понятие «интерактивность» применительно к СМИ чаще всего подразумевает наличие технических или социальных параметров. Под техническими понимаются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек — компьютер), под социальными — между пользователями, но посредством технических средств (человек — компьютер — человек).

Журналистика предполагает взаимодействие «человек — машина», где пользователь может активно отбирать информацию и откликаться на нее. Интерактивность может иметь формы телеконференций, чатов, рассылок новостей, форумов и гостевых книг.

Обычно под термином «мультимедиа» понимают совокупность текстовых, иллюстративных, аудио- и видеообъектов. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц. Именно поэтому необходимо позаботиться об экономном использовании цветов,звуков, видео. Стоит отметить факт ,который непосредственно связан с психологическим состоянием читательской аудитории и складывающимся в современном мире мировоззрении. Тексты в онлайн-СМИ не должны быть слишком длинными, в сети действует правило : текст не должен значительно превышать тот объём, который бы мог уместиться в одно окно, то есть было бы равно длине монитора.

В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

— текст — единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);

— фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;

— звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;

— видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;

— анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

Событие — центральный элемент информационных жанров журналистики

В информационных жанрах журналистики центральным элементом выступает событие.

Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены. 

СМИ освещают далеко не все происходящие события. Существуют определенный набор критериев, по которому и осуществляется их отбор. Всего таких критериев 10, и информационное сообщение должно соответствовать хотя бы одному из них:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка. 
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов. 
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики, читаются чаще и вызывают больший интерес. 
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, чемпионат по футболу). С приближением такого события повышается к нему интерес общественности, и новость приобретает большую ценность. 
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности. 
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе. 
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать. 
  10. Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.

В каждом из информационных жанров событие обычно представлено по-разному. В заметке преобладает простая констатация фактов. В интервью событие представляет собой рассказ от лица собеседника журналиста. В репортаже проявляется личностное отношение к событию. А в отчете передается его основная суть.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.

М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.

Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент

Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).

А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.

  1. Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
  2. Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
  3. Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
  4. Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
  5. Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
  6. Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
  7. Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
  8. Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
  9. Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
  10. Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.

Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.

  • Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
  • Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.

В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.

Рубрики

  • Oтдых на водах (126)
  • Аква стиль (91)
  • Ветер странствий (99)
  • Водные процедуры (60)
  • Вопросы — Ответы (85)
  • Гид (84)
  • Живая вода (146)
  • Животные (141)
  • Заповедники (136)
  • Здоровье (133)
  • Консультация (73)
  • Моря и океаны (239)
  • Мысли вслух (116)
  • Национальный парк (102)
  • Необходимо знать (356)
  • Новости (122)
  • Образ воды (79)
  • Озера и Реки (101)
  • Парад технологий (117)
  • Питьевая вода (71)
  • Планета Земля (186)
  • Поговорим по душам (181)
  • Путешествие в историю (81)
  • Растения (168)
  • Республика (147)
  • Решаем проблему вместе (110)
  • Рыбы (88)
  • Сад (171)
  • Свойства воды (77)
  • Скважины и колодцы (77)
  • События (118)
  • Туризм (189)
  • Увлечения и хобби (91)
  • Физическая География (117)
  • Фотоальбом (183)
  • Цветы и цветки (125)

Виды и типы

По типу восприятия информации всю мультимедийную журналистику можно разделить на три группы: иллюстративные, аудиальные и видеожанры. Каждый тип включается в себя различные виды.

Так, например, к иллюстративным жанрам можно отнести:

  • Статичная иллюстрация
  • Фотолента и фоторепортаж (инфомолекулы подобного вида могут быть как самодостаточным материалом, так и сопроводительным для текста)
  • графика, рисунок, карикатура (в отличие от классических СМИ, в мультимедийных такой вид обретает свойство анимированности, то есть в него можно вложить звук и движение)
  • Инфографика (комбинация слов и иллюстраций)

В ряду аудиальных жанров можно выделить четыре вида:

  1. Подкаст ( цифровая запись радио- или телепрограммы, которую можно скачать в интернете)
  2. Аудиоиллюстрация( фрагмент аудиозаписи, относящийся к конкретному фрагменту текста)
  3. Аудиоверсия текста
  4. Аудиосюжет (производная от радиосюжета)

Видеожанры включают в себя такие виды:

  • Видеоиллюстрация (выполняет аналогичные функции, что и фотоиллюстрация)
  • Видеосюжет (законченное сообщение, которое может быть как самостоятельным материалом, так и частью более масштабного)
  • Потоковое видео или прямой эфир
  • Интерактивный видеомост (интервью в прямом эфире)

Подробнее о классификации мультимедийных объектов…

Теория журналистики

Сейчас развитие теории вынуждено изменением самого явления. Сегодня СМИ носят коммерческий характер, изменилась вертикаль медиа, появились новые формы: фриланс и внередакционная журналистика. Оказывают на инфосферу процессы глобализации и объединение восточных и западных медиапространств. В систему включены:

  • учредитель;
  • руководящие органы;
  • журналисты;
  • тексты;
  • социальные институты;
  • каналы;
  • массовая аудитория;
  • действительность.

Хотя понятия журналистика и СМИ не тождественны, их используют как синонимы. В научном понимании последние лишь “упаковывают” и распространяют медиатексты. К ним также относят кино, музыку и рекламу.

Журналистика для всех

Не все обладают определенным складом характера, чтобы работать в этой профессии

А это очень важно, ведь не всему можно научиться в университете. Например, корреспонденту и репортеру нужно обладать харизмой, чтобы «цеплять» зрителя

Если он зажат, боится камеры и новых знакомств, то никакое образование ему не поможет достичь успехов в такой профессии.

А вообще любой сотрудник СМИ должен быть сангвиником: сочетать в себе любознательность, активность, оперативность, стрессоустойчивость.

Такая профессия требует коммуникабельности (без этого важного качества не будет профессионального роста), начитанности, а также наблюдательности, умения быстро располагать к себе людей и обаятельности. Не стоит забывать, что журналистика – профессия творческих и активных

Не стоит забывать, что журналистика – профессия творческих и активных.

Название проекта

Online-журналистика в России

Online-журналистика (интернет-журналистика, сетевая журналистика) — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.

Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.

Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.

Самым ярким примером выброса индивидуальной информации в интернет явились недавние события в Грузии и Абхазии, куда доступ профессиональным журналистам несколько недель был практически закрыт.

Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. д. В этом ключе понимания эволюции журналистики одной из следующих ступеней стала идея Web 2.0 и подкасты.

Век высоких технологий даёт о себе знать во всех сферах жизни, в том числе — в журналистике. На сегодняшний день к таким более-менее традиционным видам СМИ, как преса, телевидение и радиовещание, присоединилась и онлайн-журналистика, то есть, журналистика в Интернете.

Важная особенность Интернета состоит в том, что при работе онлайн, отсутствует необходимость принадлежать к определенным редакциям. Стоит отметить, что Весьма «Интернет-журналистика» представляет собой не только онлайн-ресурс с информацией любого содержания, поскольку в этом случае подл это определени попали бы любые страницы и информация, размещенная на персональных страничках. Поэтому корректно можно объяснить это понятие с точки зрения редакционной деятельности журналиста: сборе, сортировке и подготовке информации. Как отмечает исследователь В.В.Кихтан, в традиционной журналистике не существует однозначного определения — кто является журналистом, а кто нет. Немецкий союз журналистов (DJV) дал такое определение — «журналист — это тот, кто по своей основной профессии занят распространением информации, мнений и суждений посредством СМИ». В соответствии с этим, интернет-журналист — тот, кто по основной профессии занимается распространением информации, мнений и суждений через СМИ в Интернете.

Какой формат проведения интервью максимально удобен для спикера

Давать интервью по телефону лучше всего, когда журналисту требуются короткие комментарии по какому-то вопросу. Беседовать час и более по телефону может быть утомительно. Но, если ваш руководитель проводит большую часть времени в дороге и ему удобнее такой формат диалога, то почему бы и нет?

Однако этот вариант не лишен недостатков. PR-менеджер не знает точно, какой именно комментарий дал руководитель, и поэтому процесс согласования текста усложняется. Так что лучше всего подключить пиарщика к разговору по «конференц-связи», чтобы тот мог контролировать ситуацию.

Интервью в формате, когда ответы на вопросы готовятся в письменной форме, — занятие весьма трудоемкое и отнимает много времени. Кроме того, такое интервью будет лишено живости и эмоциональности. Но, есть и определенные плюсы: возможность максимально выверить каждую фразу и продумать, в каком ракурсе подавать ту или иную информацию, нет необходимости расшифровывать аудиозапись, согласовывать текст, что, конечно, является явным преимуществом для обеих сторон.

Лайфхаки от Ирины Чухниной, PR-партнера строительной компании «Неометрия»

Хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация. Особенно если речь идет об интервью и комментариях для СМИ. Я выделила 7 этапов качественной подготовки к интервью.

1. Запросите у журналиста перечень вопросов заранееЭто поможет качественно проработать тему, грамотно подготовиться к «неудобным» вопросам и предложить журналисту альтернативные/дополнительные тезисы для обсуждения. К слову, избегать упомянутых «неудобных» вопросов не стоит. Слишком приторное интервью воспринимается как «джинса». Компания будет выглядеть достойнее, если эксперт сможет убедительно прокомментировать острые моменты.

2. Подготовьте фактуруДаже если интервью посвящено не бизнес-тематике, цифры лишними не будут. Ведущие игроки рынка внимательно мониторят ситуацию в отрасли и знают тренды. Продемонстрируйте экспертность – оперируйте фактами.

Пять эффективных тактик привлечения клиентов через СМИ
Пошаговое руководство с примерами и пояснениями Скачать книгу

3. Разбавьте цифрыЕсли интервью о бизнесе, есть риск, что оно получится слишком формальным или скучным. Добавьте пару ярких, интересных примеров или уместных шуток – это оживит материал и покажет эксперта и компанию с «человеческой» стороны.

4. Подготовьте спикераПорой даже открытые и коммуникабельные люди становятся скованными и нервозными, когда включается камера. Поэтому если интервью будут записывать на видео, а у спикера мало опыта – необходимы прогоны. Кроме этого, оговорите заранее требования к такого рода выступлениям.

• Речь должна быть достаточно громкой и четкой, без слов-паразитов.• «Нервные» движения нужно исключить. Эксперт не должен раскачиваться, ежеминутно поправлять волосы, теребить галстук, щелкать колпачком ручки и т. д

В кадре подобные движения сразу привлекают внимание, а сам эксперт при этом выглядит неуверенно.• Спикер должен заранее знать, о чем будет беседа, но ни в коем случае не зачитывать свои ответы слово в слово. Такая речь звучит искусственно, заученно, а зачастую еще и вымученно

5. Контролируйте процессЯ обычно прошу разрешения встать за спиной оператора и смотрю видео в режиме онлайн. Это позволяет скорректировать кадр сразу, не теряя времени. Если запись уже идет, а спикер внезапно разволновался – начал использовать слова-паразиты, брать долгие паузы или заполнять их междометиями вроде «ммммм», «эээээ» и прочее – лучше прервать съемку, проговорить ошибки и перезаписать. Конечно же, речь не о прямом эфире или пресс-конференции. Результат стоит нескольких затраченных минут.

6. Проверьте, что получилосьЕсли интервью в текстовом формате – попросите показать итог. Если в видеоформате – посмотрите запись и внимательно проверьте титры

Ошибки и неточности возможны на любом этапе, поэтому дополнительная осторожность не повредит

7. Проведите работу над ошибкамиЧтобы каждое следующее интервью проходило результативнее предыдущего, спустя время оцените материал свежим взглядом. Вы увидите, что можно исправить и улучшить.

Статья — это…

Один из основных жанров журналистики предполагает описание важного события или явления, обязательно с его осмыслением и анализом, обобщениями и выводами. Статья – это аналитика

Основные виды статей:

  • Общеисследовательская — здесь идет речь о направлениях политического и экономического развития страны, нравственных проблемах общества.
  • Полемическая представляет собой ответ на статью оппонента.
  • Тактико-аналитическая раскрывает узкую проблемную тему в определенной сфере жизнедеятельности.

В интернете часто встречается определение «информационная статья». При этом представленный в качестве примера материал можно назвать заметкой, информацией, рассказом – чем угодно, но не статьей. Потому что в этих публикациях нет главного – аналитики. Кроме того, в статьях должна прослеживаться позиция автора, присутствовать его предложения по решению проблемы.

Как стать журналистом?

Если ваша задача – научиться интересно и красиво писать, профессионально работать с информацией и готовить статьи на заданные темы, то эти задачи можно решить при помощи онлайн-курсов. Например:

Курс в Skillbox, на котором научат писать, редактировать и правильно оформлять тексты. Вы узнаете, как создавать контент-стратегии, писать для блога, рассылок и социальных сетей, управлять редакцией. Подходит людям, которые хотят работать в корпоративных изданиях или делать блоги.

Вы научитесь придумывать идеи для роликов, писать сценарии, проводить съемки, продвигать контент. Курс подходит людям, которые хотят освоить профессию видео блогера и зарабатывать на этом.

Специалист по PR не является журналистом, но работает в смежной сфере. Зарплаты PR-щиков обычно выше, поэтому журналисты часто уходят работать в пиар. На курсе вы узнаете, как выстраивать отношения со СМИ, проводить мероприятия для прессы и многое другое. Обучение проводится онлайн.

Большой курс по пиару. Здесь научат работать с журналистами, выстраивать с ними коммуникацию, решать задачи бизнеса в области PR, создавать контент, обрабатывать негатив и многое другое. Повторюсь, что PR – это не журналистика, а смежная сфера.

Многие журналисты не имеют профильного образования и приходят в профессию из других областей. Однако имеются и специальные ВУЗы, где готовят журналистов. Например, одним из самых сильных считается факультет журналистики МГУ.

Для поступления на специальность «Журналистика» обычно нужно сдавать русский язык, литературу, иностранный язык, выполнить творческое задание. Также могут потребоваться публикации в СМИ или рекомендации от редакторов.

Если Вы еще учитесь в школе, то можете начать работать с редакциями молодежных сайтов и газет. Так Вы получите первый опыт и публикации.

В интернете можно посмотреть ролики Ольги Соломатиной (работает в Коммерсанте) о том, как писать легко и интересно.

Функции журналистики

В 1975 г. Союзом были выделены такие задачи журналистики:

  1. Информационная. Объективно освещать события, чтобы общество могло сформулировать свою позицию. Народные избранники в свою очередь должны получать достоверную информацию о мнении народа.
  2. Комментирующая. Высказывать мнение общества либо организации или социального института.
  3. Контрольная. Проверять и контролировать работу власти, поставщиков услуг, монополистов.
  4. Связующая. Обеспечить диалог между властью, организациями и обществом.

Некоторые параметры спорны. С развитием развлекательной отрасли медиа можно добавить развлекательную функцию.

Выводы

…Вы можете написать всё что угодно, и если другие участники с вами согласятся, написанное вами станет общепризнанным фактом.

Стивен Кольбер, американский комик

Перечисленное, разумеется, не означает, что все или бо́льшая часть статей Википедии соответствует описанным выше канонам. Но это означает, что любое место в любой статье Википедии, которое этим канонам не соответствует, подлежит приведению к этим канонам и рано или поздно будет к ним приведено. Может быть даже вами. А журналистика… гм, с ней всё сильно по-другому:

Журналистика пытается формировать мир, Википедия пытается отражать сформированное. И… именно поэтому всё чаще получается наоборот. :о) Мир-то тоже не дурак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector