Как начать сочинение егэ по русскому языку

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

План

Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.

1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи

Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме»

Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом

В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого

Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.

6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.
  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое

Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания

Автору важно показать, что память имеет «величайшее нравственное значение», потому что она «противостоит уничтожающей силе времени». Д.С

Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к «отеческим гробам» поэт называет «животворящей».

Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.

Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.

Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги — только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.

Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок

Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?

Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

Стоит ли говорить о таких элементарных вещах? Позиция автора, комментарий, проблема, аргументы… На деле многие ученики этого не знают. Проблема еще и в том, что разные учителя учат оформлять по-разному. Если вы путаетесь, обязательно загляните на сайт ФИПИ

Еще важно знать критерии: за что вам снимут баллы, а за что сразу поставят «ноль»

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом. 

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Не игнорируйте сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Если вы узнаете, что другие делают не так, вы это запомните и исправите. Вспоминаем притчу: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».  

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её. 

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями

↑ Клише для комментария

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли… Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о … Автор начинает рассуждения с того, что… Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о … Автор раскрывает проблему, рассказывая … Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о … Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет… Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация: Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к … Автор раскрывает понятие … через описание … Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…». Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что… Также автор упоминает о… Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова: Также нельзя не обратить внимание на слова… В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…

В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…. В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:

План сочинения

Четкая структура сочинения прослеживается уже в самой формулировке задания №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку. Таким образом, работа, претендующая на высокую оценку, обязательно должна содержать 6 структурных блоков:

  1. формулировка проблемы, затронутой в тексте;
  2. пример-иллюстрация (комментарий к проблеме);
  3. описание позиции автора текста;
  4. позиция экзаменуемого (его согласие либо несогласие с позицией автора);
  5. аргументация своей позиции;
  6. краткий вывод.

Лучше понять, как именно выглядит рассуждение с правильной формулировкой и аргументацией можно, почитав готовые сочинения, доступные в сети, но рассчитывать на использование эти текстов на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не стоит. Есть ряд нюансов:

  1. За годы работы эксперты легко вычисляют плагиат, что может отразиться на результате.
  2. Темы могут быть близкими, но затронутые проблемы из года в год меняются, а значит, есть риск неправильной формулировки проблемы.
  3. Далеко не все тексты из интернета действительно соответствуют критериям 2021 года.

Предлагаем посмотреть на видео разбор идеального сочинения.

Вместо полностью готовых текстов опытные педагоги рекомендуют использовать клише. Используя универсальные фразы и заготовки можно как из конструктора собрать красивый текст сочинения по заготовленному плану.

Итак, у нас есть примерный план сочинения по русскому языку из 6 основных пунктов (он же структура, заложенная уже в самом задании ЕГЭ 2021 года). Ваша задача – научиться использовать этот шаблон для написания сочинений по разным темам, ведь неизвестно, что будет предложено выпускникам в новом сезоне ЕГЭ.

Универсальный алгоритм написания сочинения будет таким:

  1. Знакомство с текстом (можно прочесть несколько раз, подчеркивая в тексте ключевые слова).
  2. Определение вопроса, волнующего автора и поднимаемой в тексте проблемы.
  3. Подбор минимум 2 примеров среди знакомых вам произведений, иллюстрирующих проблему (можно и более).
  4. Краткое описание позиции автора текста.
  5. Описание и обоснование своей позиции (она не обязательно должна совпадать с позицией автора).
  6. Подведение итога (именно вашего сочинения, а не предложенного текста).

Анализируя хороший пример сочинения по русскому для экзамена 2021 года, вы обратите внимание на то, что текст состоит из 6 абзацев, хотя на практике их может оказаться и больше. В частности, блок с примерами-иллюстрациями можно разделить на 2-3 абзаца, в зависимости от рассматриваемых литературных произведений

При написании  работы также можно опираться на такие клише:

Проблема русского языка в тексте К.Г. Паустовского «Про русский язык»

(366 слов) Главное культурное наследие народа — это его язык. На нем слагаются легенды, сочиняются прозаические и лирические шедевры, звучат песни и пишется история. Поэтому проблема сохранения родного языка волнует многих граждан нашей страны, в том числе и советского писателя К.Г. Паустовского, который посвятил ей произведение «Живое и мертвое слово».

«Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всем великолепии, красоте, неслыханной щедрости на­шего действительно волшебного языка…» — пишет автор в самом начале текста, дабы показать читателю значимость сохранения русского языка. Он приводит в пример стихотворения А.С. Пушкина, чтобы показать многообразие палитры великого и могучего. Выдающиеся писатели и поэты вдохнули красоту в наш богатый язык и смогли выразить в нем все величие Санкт-Петербурга: «проспекты-перспективы», «туманные линии», «державное тече­ние». К.Г. Паустовский замечает и тот факт, что русская речь чрезвычайно богата по звучанию, ведь вмещает в себя почти все звуки других народов. Подводя итог, автор делает вывод: «Русский язык по существу дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед по­томками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить…». Поскольку наша культура уникальна, многообразна и щедра, ее необходимо охранять нам и нашим потомкам.

Автор выразил свою позицию в приведенной выше цитате: нельзя «калечить» и «искажать» русский язык, поскольку он — наше культурное наследие и богатство.

Я согласен с автором: наш язык необходимо беречь для нас и для будущих поколений людей. Он является нашим народным достоянием, ценность которого раскрывается в самобытной культуре, известной на весь мир. Проблему сохранения языка затронул и другой известный литератор — Корней Чуковский. В книге «Живой как жизнь» он призывает читателя бережно относиться к словам и любить родную речь. Например, он сетует на то, что в разговорной и письменной речи утвердилась ошибочная версия словосочетания «по адресу». Теперь люди все чаще говорят «в адрес» кого-либо, и такая просторечная, искаженная форма привычного высказывания режет слух, потому что коверкает нормы русского языка и принижает его. Многие авторы учат нас правильно распоряжаться доставшимся нам богатством и делают великое дело — сохраняют величие и мощь русского языка для наших детей и внуков.

Таким образом, сохранение русского языка — это национальный приоритет. Чтобы Россия могла сохранить свою культуру, свою самобытность и свои традиции, мы должны заботиться о родной речи и хранить ее бережно.

Непонимание поколений, трагедия войны

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» — так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020

Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:

  • жизненные ценности
  • дружба
  • любовь
  • материнская любовь
  • доброта
  • взаимовыручка
  • выбор
  • нравственный выбор
  • настоящее искусство
  • драгоценные книги
  • неуверенность в себе
  • внутренний мир человека
  • счастье
  • сила духа

Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить. Структура:

Структура:

  1. Я согласен\не согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

Шаблон сочинения для части С ЕГЭ.

«…» (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, текст (имя автора) N именно об этом. В нем говорится о … (тема — в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о … . Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «..?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

Я полностью согласна с мнением N: …(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными (1). К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) «…» показал (отразил, выразил), как… (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

… (тезис-вывод в виде утверждения), потому что …(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что… (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). … (свое размышление).

… ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.

Примечания: 1) Однако учитывайте, что далеко не каждая проблема актуальна для всех; 2) Нежелательно использование шаблонных фраз. Старайтесь придумывать что-то свое; 3) Не увлекайтесь пересказом в комментарии. Нужны еще шаблоны? Больше шаблонов для части C.

← Таблица синусов, косинусов, тангенсов, котангенсов     Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ →

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Темы работ

В зависимости от предмета, можно написать сочинение на любую тему: от «Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина» до «Причины Первой мировой войны». Темы работ бывают нескольких видов.

Изложение собственного опыта

Часто используется на занятиях по русскому языку: например, когда нужно написать сочинение на тему «Как я провел каникулы» и т. п. В таких работах главное написать что-то свое, не используя готовые образцы сочинений.

Примеры:

  1. «Моя будущая профессия».
  2. «Мое участие в общественной жизни».
  3. «Мои мечты и цели».

Анализ произведения

Задают по литературе, цель работы — дать комплексный анализ книги или отдельных ее частей:

  • композиция;
  • образы героев;
  • особенности сюжета;
  • проблематика.

Примеры:

  1. «Женские образы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. «Роль композиции в романе «Улисс» Дж. Джойса».
  3. «Проблематика повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна».

Найти образцы сочинений на тему классических произведений несложно, но увлекаться этим также не стоит: преподаватель может проверить сочинение на плагиат.

Понимание цитаты

Писать сочинение на тему того или иного высказывания рекомендуется по плану:

  • приведите главные данные об авторе;
  • дайте краткую характеристику самой цитаты;
  • выразите собственное мнение;
  • аргументируйте его;
  • сделайте выводы.

Примеры:

  1. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин).
  2. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» (М. Ю. Лермонтов).
  3. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А. П. Чехов).

Свободная тема

Написать сочинение на свободную тему сложнее, чем на уже готовую: будет оцениваться не только сама работа, но и формулировка темы. В этом случае лучше ориентироваться на клише и образцы сочинений и не выбирать слишком оригинальные темы.

Не стоит списывать сочинение у беседа, самое ценное в работе — ваши мысли

Сколько баллов дает комментарий?

Как уже говорилось выше, правильно написанный комментарий может принести 5 баллов. Как же их не упустить? Нужно просто запомнить структуру комментария. Он состоит из двух примеров и связи между ними. Распишем каждый балл. Если в комментарии приведено два примера, выставляется два балла (по одному за каждый пример). Чтобы получить еще два балла, нужно каждый пример прокомментировать. Как это сделать? Указать, для чего автор говорит о том, что вы выделили в качестве примеров, т.е. высказать свои мысли по этому поводу. Просто ответьте на вопросы: почему герой так поступает, к чему может привести такое поведение, как вы оцениваете такой поступок? Это и есть пояснение примера. Пятый балл дает связь между двумя приведенными примерами. О ней мы тоже расскажем подробнее.

Комментарий

Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме.

Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения).

План комментария

  1. Фраза-клише;
  2. Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  3. Фраза-клише;
  4. Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  5. Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).

Клише

Чтобы привлечь читательское внимание к
данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты … (1 пример: 3-4 предложения).
Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
Оба примера свидетельствуют о том, что…
Автор раскрывает проблему на примере…
Писатель не случайно даёт понять…
Данный пример/эпизод изображает…
Эти примеры являются доказательством того, что…

Пример

«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе»

То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения.

Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»

Аргументы

  • Объем: 4-12 предложений;
  • Цель: Доказать свое утверждение;
  • Суть: Привести пример, который иллюстрирует ход Вашей мысли и подкрепляет ее;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Берите только те примеры, которые не противоречат основной концепции сочинения. Нужны лишь подтверждающие аргументы

Как найти литературный аргумент?

  1. Посмотреть на свою позицию и понять, что надо доказывать;
  2. Вспомнить все книги, где есть хоть намек на подобную тему. Если Вам ближе история, то подумайте, какой случай оттуда можно было бы взять. В нашей школьной программе много исторических романов и повестей, и, возможно, Вам будет легче находить в памяти события, запечатленные в литературе;
  3. Выбрать наиболее подходящую книгу и накидать на черновике тезисы раскрытия примера – всю суть, чтобы не было бессмысленного пересказа произведения;

Как сочинить пример из жизни?

  1. Подумайте, какой случай убедительнее всего докажет Вашу правоту;
  2. Сформулируйте на черновике мини-план рассказа: что случилось и как это связано с поставленной проблемой;
  3. Обдумайте детали и расставьте смысловые акценты.

Структура:

  1. Введение (кто и что написал\рассказал\показал)
  2. Основная часть (что, кто, как, зачем и почему сделал);
  3. Вывод (значит, это действительно так, раз происходит в жизни (или книге) так-то и так-то).

Топ-3 ошибки:

  1. Аргументы не подходят к выдвинутой проблеме;
  2. Нет логической связи между примерами;
  3. Нет логического обоснования и связи с тезисом.

Клише:

Пример из книги (по тексту Каверина): Об этом писал опытный фронтовик В. Быков в произведении «Обелиск». В нем рассказывается о самопожертвовании учителя, который пошел на смерть, лишь бы спасти мальчиков, попавших в плен, или хотя бы подбодрить их в последнюю минуту. Если бы он не был великодушен, то не предпочел бы чужие жизни своей собственной, а без любви к ученикам и своей профессии Алексей Мороз не пошел бы за ними, ведь не смог бы облегчить их участь. Значит, именно эти два качества вдохновляют солдат на героические подвиги.

Пример из жизни: То же самое мне говорила прабабушка, вспоминая свои фронтовые годы. Ей довелось проводить в последний путь (она служила в госпитале) героя, который повел отряд на танки и сам был раздавлен одним из них. Умирая, он диктовал ей письмо к семье, исполненное нежности и любви. И даже в нем он раскаивался, что мало сделал для победы. Он плакал от бессилия, ведь все еще хотел защищать родную землю. В этих проявлениях его души очевидны два главных качества его личности – любовь к людям и отечеству и великодушие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector