Как написать сочинение егэ по русскому языку?
Содержание:
- Чтобы проверять ЕГЭ, учителя сами сдают экзамен
- Что нужно уметь
- ↑ Какие бывают проблемы?
- ↑ Клише для комментария
- Найдем позицию автора вместе
- Виды (категории)
- Как найти проблему текста?
- Алгоритм определения проблемы в сочинении
- Способы написания комментария
- Найдем позицию автора вместе
- ↑ Слова-помощники для формулировки проблемы
- Зачем формулировать проблему
- Смысл жизни
- Что такое проблема текста?
- Книжные аргументы к сочинению
- Человек и природа
- Что нужно избегать при формулировке проблемы
- Как сформулировать позицию автора
- Внутренний мир и сущность человека
- Проблемы из текста песни
Чтобы проверять ЕГЭ, учителя сами сдают экзамен
— Как вы попали в проверяющую комиссию — по своему желанию, или это такое предложение, от которого обычно «нельзя отказаться»?
— Я уже очень давно проверяю ОГЭ, с самого начала его появления, а вот в комиссию по проверке ЕГЭ решила пойти только два года назад. Туда попадают по личному желанию — я пошла совершенно осознанно. Заявка на отбор в эксперты подаётся в начале учебного года (через завуча своей школы). Чтобы стать экспертом ЕГЭ, учителю нужна определённая экспертная квалификационная категория — первая или высшая. Учитывают педагогический стаж и работу в выпускных классах. Потом надо пройти обучение (в январе-марте) и сдать итоговый экзамен.
Кстати, экспертов ЕГЭ не так уж много, в отличие от экспертов ОГЭ (в ОГЭ бывает и так, что все учителя школы сидят на проверке экзамена). Связано это с тем, что одиннадцатиклассников меньше, чем девятиклассников, соответственно — экзаменационных работ тоже меньше. К тому же ЕГЭ — это более серьёзная подготовка и оценивание, потому что на кону поступление в вуз, конкуренция.
— Если учитель хочет стать экспертом ЕГЭ, он соответствующее обучение проходит единоразово или каждый год заново?
— Каждый год заново — с учётом всех поправок и нововведений в ЕГЭ. Есть очные и дистанционные занятия, и там нам дают много самостоятельных и проверочных работ, по которым оценивают, насколько мы готовы к проверке. Каждый раз в конце обучения проводится итоговая аттестация, и по её результатам принимается решение, может ли учитель стать экспертом ЕГЭ на этот год.
— Почему вы стали заниматься проверкой ЕГЭ — что вас мотивирует? Это же дополнительная нагрузка.
— Долгое время я готовила детей к экзамену, просто читая все необходимые материалы, и этого было достаточно, чтобы быть в теме. Но требования к сочинению начали усложнять, поэтому в первую очередь я записалась на проверку потому, что мне захотелось понять, как изнутри выглядит этот процесс, какие детали необходимо знать проверяющему. Без этого взгляда изнутри было не всегда понятно, чему нужно учить детей.
Во-вторых, мне это просто интересно. Для практикующего учителя это возможность посмотреть, что получается на выходе не только у своих, но и у других выпускников, какой уровень интеллекта, рассуждений, насколько сильнее или, наоборот, слабее получился выпуск. Какой-то год кажется выпуском сплошных интеллектуалов, а в какой-то видишь сплошь провальные сочинения.
— Доплачивают ли за эту нагрузку педагогам? И даёт ли эта работа ещё какие-то преимущества?
— За саму проверку платят по количеству проверенных работ. Время учёбы на курсах не оплачивается. В школе эта моя занятость никак не учитывается, это моё личное дело
Но есть такой плюс: на курсах по подготовке к проверке ЕГЭ нам выдают удостоверения о повышении квалификации, то есть для аттестации учителей это важно
Что нужно уметь
Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу
Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
Анализировать чужой текст*. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста
Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.
↑ Какие бывают проблемы?
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. Внешние проблемы — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.
Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?
↑ Клише для комментария
Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли… Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о … Автор начинает рассуждения с того, что… Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о … Автор раскрывает проблему, рассказывая … Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о … Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет… Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация: Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к … Автор раскрывает понятие … через описание … Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…». Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что… Также автор упоминает о… Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова: Также нельзя не обратить внимание на слова… В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…
В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:
Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…. В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Виды проблем в сочинении ЕГЭ | |||
---|---|---|---|
Категории | Суть | Типы | Идея |
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |
Как найти проблему текста?
Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:
- Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
- Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
- Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
- Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.
Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три
На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:
- Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
- Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
- Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.
Алгоритм определения проблемы в сочинении
Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, нужно выработать алгоритм ее поиска и следовать ему. Это поможет избежать ошибок и получить высший балл за экзамен по русскому языку, при этом сэкономив время на проверку.
- Перед тем как определить проблему сочинения ЕГЭ, стоит найти авторскую позицию. Это нравственное наставление автора, которое может быть написано прямо (в публицистическом тексте) или зашифровано в словах или мыслях героя-рассказчика (в художественном тексте). Чтобы его найти, следует выделить тему и все микротемы в тексте, а потом в их рамках сформулировать нравоучение, то есть авторскую позицию.
- От авторской позиции стоит задать специальный вопрос, то есть вопрос, требующий распространенного ответа, а не краткого «да» или «нет». Этот вопрос будет проблемой.
- Необходимо найти в тексте два примера, которые иллюстрируют переход от вопроса к авторской позиции, то есть помогают ответить на поставленный вопрос. Это докажет, что такая проблема автором действительно поднимается.
Способы написания комментария
Прямая речь
Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации. Укажите лишь отдельные фразы, заключив их в кавычки. А остальное можно пересказать своими словами. Используйте такие конструкции:
- Автор пишет: «…»
- Автор говорит: «…»
- Автор настаивает: «…»
Косвенная речь
Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:
Автор обращает наше внимание на тот факт, что…
Автор приводит доводы о том, что…
Автор рассказывает о том, как…
Ссылка на номер предложения
Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:
- В предложении 26 говорится о …
- Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
- Яркий пример этого описан в предложении 14.
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!
↑ Слова-помощники для формулировки проблемы
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
— отношение- взаимоотношение- воздействие- взаимодействие- влияние- роль- восприятие
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться…?Как следует относиться…?Почему важно +глагол…?Почему нужно +глагол…?Что такое +существительное…?Для чего нужно…+глагол?Для чего нужен (на, ны) …+существительное?В чем причина…?Какова роль… в жизни человека?Что такое…?Что важнее: _ или _?Что необходимо…?В чем различие между _ и _?Что такое истинная (ое, ый)…?Что значит …?. https://rustutors.ru/problema.html
https://rustutors.ru/problema.html
Постоянная ссылка
Зачем формулировать проблему
Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:
- запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
- отражение авторской позиции;
- обозначение своего отношения к авторской позиции.
Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.
Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос
Как это сделать — тоже большой вопрос
Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание
Смысл жизни
Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно
Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе
Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:
- «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
- «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
- «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
- «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
- «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.
Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.
Что такое проблема текста?
Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.
- Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
- Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.
Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.
Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.
Книжные аргументы к сочинению
Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.
Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.
Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.
Человек и природа
- Влияние человека на природу
- Проблема любви к природе
- Разрушающая сила природы
- Проблема отношения человека к природе
- Влияние природы на человека
- Проблема постижения прекрасного в природе
- Проблема бережного отношения к природе
- Проблема беззащитности природы
- Проблема жестокого обращения с животными
- Проблема бережного отношения к животным
- Проблема любви к животным
- Проблема преданности животных
- Проблема безответственного отношения к животным
- Гармоничные отношения с природой
- Проблема экологии
- Проблема потребительского отношения к природе
- Проблема восприятия окружающего мира
Что нужно избегать при формулировке проблемы
Теория по К1 не заканчивается на том, как определить проблему сочинения ЕГЭ. Помимо этого, необходимо также помнить о типичных ошибках и слабых местах, которые обычно встречаются во вступлении.
Итак, в сочинении следует избегать:
- общих вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;
- формулировки проблемы без процессуального слова (если не использовать отглагольное существительное, то проблема превращается в тему; лучше формулировать через вопрос);
- лишних предложений (во вступлении лучше ограничиться предложением с проблемой, так как чем больше слов, тем выше вероятность ошибки);
- определения типа проблемы (легко допустить фактическую или логическую ошибку);
- формулировки двух и более вопросов (проблема может быть только одна).
Таким образом, чтобы не потерять 90+ баллов за русский язык, нужно усвоить, как определить проблему сочинения ЕГЭ
Стоит обратить особое внимание на нравственные вопросы, поднимаемые автором, и его наставления, и тогда девять первичных баллов за содержание текста точно не будут потеряны
Как сформулировать позицию автора
Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.
Используйте речевые шаблоны:
- «…» — в этой фразе содержится позиция автора относительно затронутой проблемы.
- Позиция автора выражена достаточно ясно и четко.
- Автор текста убежден в том, что …
- Решая актуальную для современного общества проблему, автор приходит к выводу о том, что…
- Задача автора заключается в том, чтобы убедить читателя в …
- «…» — это итог авторских размышлений по рассматриваемой проблеме.
Внутренний мир и сущность человека
- Проблема бессердечности и черствости человека
- Проблема человеческой жестокости
- Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
- Проблема зависти
- Разрушительное влияние денег на человека
- Проблема жадности
- Проблема ненависти
- Корысть
- Проблема стыда
- Роль мечты в жизни человека
- Проблема ревности
- Проблема трусости
- Проблема отсутствия силы воли
- Проблема эгоизма
- Проблема самокритичности
- Проблема неуверенности в себе
- Проблема зависимости от чужого мнения
- Проблема принципиальности
- Проблема ответственности (безответственности)
- Проблема мужества и героизма
- Внутриличностный конфликт
Проблемы из текста песни
Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае — не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными
Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл