Что такое этнография и что она изучает?

Народности нашей планеты

Этнография – это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась

Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности

Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Плюсы и минусы профессии

Желательно внимательно изучить плюсы и минусы профессии

Это особенно важно для детей, которые выбирают профессию для себя

Плюсы:

  • Возможность совершать разнообразные интересные открытия;
  • Проведение насыщенной исследовательской работы;
  • Отсутствие рутины, связанной с работой в офисе;
  • Официальная трудовая деятельность;
  • Коммуникация с интересными людьми;
  • Хороший доход при работе за рубежом.

Минусы::

  • Наличие противопоказаний, которые не позволяют получить профессию;
  • Необходимость стремления к регулярному получению знаний;
  • Низкая зарплата в России, поэтому гарантировать получение желаемого уровня прибыли оказывается затруднительным в большинстве случаев.

Литература по этнологии и национальному вопросу

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

Библиография по национальному вопросу

Также смотрите статьи о теории пассионарного этногенеза.

  • Гуц А.К. Глобальная этносоциология. – Омск: ОмГУ, 1997. 212 с.
  • Иванов П.М. Национальный вопрос: нужен иной подход к его решению // Вестник РАН. 1996 № 5.
  • Песоцкая С.А. Принцип компенсаторности/равновесия в системном единстве национальной культуры //
    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
    Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 151-154.
  • Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. – М., 1938.
  • Степанов В.В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз // Вестник РАН. 1994 №4.
  • Шереги Ф.Э. Перспективы развития русского этнического сознания // Вестник РАН. 1995 № 1.
  • Янов А. Русская идея и 2000 год. – Нью-Йорк, 1988.

Главная >
Общественные науки:

История:
Древний мир |
Средние века |
Новое время |
Новейшее время |
Наша Родина |

Другие социальные науки:
Археология |
Генеалогия |
Мифология |
Этнология |

Политология |
Геополитика |
Юриспруденция

Виды ресурсов по обществознанию:
Общественнонаучные порталы |
Новости обществоведения |
Ключевые загадки |
Феномены истории |
Хронология |
Социо-энциклопедии |
Социо-книга |
Авторские исследования

Полезные сведения:
Военная история |

Религии |
Антропология |
Языки и письменности |
Страны и города |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по этнологии и истории народов:

На русском языке: этнология, народоведение, национальные особенности, история народа, этническая культура;

На английском языке: ethnology, ethnic history, culture.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 14.12.2020

Общее представление

Этнография – это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями

Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей

Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Краткая история

Кто такие этнографы и как появилась профессия? Определить точную дату появления этнографии как науки достаточно трудно. Впервые метод непосредственного наблюдения за бытом разных народов применил Геродот (около 484 года до н. э. – около 425 года до н. э.). Свой вклад в формирование этнографии внес и Гай Юлий Цезарь (100 год до н. э. – 44 год до н. э.). Ему принадлежит труд под названием «Записки о Галльской войне». В нем знаменитый полководец проводит анализ поведения кельтов в условиях боевых действий и сравнивает их с германцами.

Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (середина 50-х годов – около 120 года) удалось собрать богатейший этнографический материал. В самом начале своей деятельности он прилагал максимальные усилия для систематизации того, что видел собственными глазами. В своих первых научных трудах Тацит делал попытки определить, откуда пошли британские народы, а также понять истоки их многообразия.

Некоторые ученые полагают, что этнография появилась в тот период, когда были сделаны великие географические открытия (15–17 века). Ведь именно в это время люди получили достоверную информацию о том, что существуют и другие народы. Как наука она официально сформировалась и была признана только в 19 столетии.

[править] Конструктивизм

Направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип». Как отмечала академик Т. И. Алексеева: «Стоит упомянуть понятия раса и этнос на конференции в США, сразу начинают шептаться, хотя проблемы очевидны и те учёные, отрицающие это, подобны страусам, прячущими голову в кусты или песок».

На постсоветском пространстве идеи конструктивизма продвигают В. А. Тишков и В. А. Шнирельман. Учёные отрицают многие элементы культуры у народов, считая их выдуманной — «СССР — колыбель наций и народов» «В. А. Тишков. Реквием по этносу. Также В. А. Шнирельман. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках».

При этом, если В. А. Тишков чётко отмечает, что проблема, например, Азербайджанско-армянского конфликта во-многом в армянской диаспоре США, то В. А. Шнирельман не комментирует это, так как историю и этногенез он отрицает лишь им самим выбранных народов, не затрагивая народы у которых «чисто», фактически преследуя свои цели — укрепление давления одного народа другим.

[править] Проблема названия науки

Кандидат исторических наук Владимир Серафимович Бузин отмечает, что в 1991 году произошло разделение названия. В одних академических центрах оставлен термин «этнография», в других «этнология». Учёный пишет: «…В самой западной науке нет единого наименования для этой сферы знания… Более того, если строго подходить к названию науки, то культурная или социальная, антропология не имеет права на существование как наука, изучающая народы земли, поскольку в её названии отсутствует необходимый для определения содержания науки термин — этнос»

Между тем, работы по «модернизации» этнографии не останавливаются. Так в Омском государственном университете проходит программа по «новому» курсу: «Социальная антропология».

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия этнограф подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Юлия Гендуне: археология и мистика

Юлия Гендуне. Изображение: konakovsky-uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

Описание профессии

Итак, кто такой этнограф. Как уже упоминалось, это специалист, который профессионально изучает народы. В первую очередь его интересует их этногенез, быт, традиции, перемещения, расселение и отношения с другими этносами в культурно-историческом ракурсе.

Свою деятельность представитель этой профессии осуществляет в рамках длительных научных экспедиций. Их локализация – Российская Федерация или зарубежные страны. Ведутся исследования на протяжении 15-месячного «этнографического года». Таким образом, специалист должен быть готовым к спартанским походным и климатическим условиям. Зачастую этнограф принимает участие в археологических экспедициях и работает в одной команде с историками. Ведь именно ему предстоит опрашивать жителей населенных пунктов, где проводятся раскопки, о предназначении и происхождении найденных в земле предметов.

Собранные «в поле» данные специалист обрабатывает и анализирует уже в рабочем помещении. В кабинете или лаборатории он проводит стационарные исследования. Они сводятся к составлению этнографических карт, организации антропологических экспертиз, анализу и классификации собранного материала, работе с архивной документацией.

Этнографы – это многопрофильные специалисты. Диапазон мест работы у них достаточно широк:

  • музей;
  • научно-исследовательский институт;
  • СМИ;
  • издательство;
  • туристическая компания.

Требования к кандидатам

Этнографом (этнологом) может стать лишь человек с незапятнанной биографией. Он должен быстро находить общий язык с представителями других народностей и с уважением относиться к их языку, культуре, традициям.

Среди других требований, предъявляемых к специалистам, выделяют:

Образование. В профессию берут исключительно людей, имеющих высшее образование по одной из профильных специальностей: культурология, география, история и филология. В некоторых случаях этнографами становятся люди, окончившие факультет журналистики.
Знания. Специалисту в работе понадобятся доскональные знания в области истории мировых цивилизаций. Не будет лишним кратко изучить географию, археологию, антропологию и особенности того или иного этноса. Кроме этого, этнологу нужно знать 2−3 иностранных языка.
Навыки. Хороший специалист должен обладать навыками журналиста и оратора

Помимо этого, ему понадобится опыт обработки больших объёмов данных и выделение из них наиболее важной информации.

Знания, умения и личностные качества

Для успешной работы и карьерного роста этнографу нужно обладать отличными знаниями своей профессии. В частности ему следует очень хорошо разбираться в таких сферах:

  • история (в том числе – мировых цивилизаций, конкретных народов) и география;
  • этнология и древние языки, этнография и археология, антропология;
  • обычаи исследуемого этноса;
  • журналистика.

Одних знаний для работы такому специалисту будет маловато. Без ряда важных для этой профессии личных качеств не обойтись. Этнограф должен быть:

  • педантичным;
  • исполнительным;
  • инициативным;
  • самостоятельным;
  • предусмотрительным.

Кроме того, ему понадобятся способности:

  • к ведению исследований;
  • работать с документацией;
  • коммуницировать с людьми и налаживать с ними контакт;
  • продолжительно заниматься кропотливым трудом;
  • запоминать большие объемы информации;
  • анализировать и сопоставлять;
  • мыслить пространственно и образно;
  • грамотно и четко выражать мысли.

↑щРМНКНЦХЪ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ НАЫЕЯРБЕ

б ПЮГМШУ ЯРПЮМЮУ ЛХПЮ, ЦДЕ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХЪ (ЯНЖХЮКЭМЮЪ ХКХ ЙСКЭРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ), МЮСВМШЕ ЯННАЫЕЯРБЮ ЩРМНКНЦНБ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЕ ЯНЖХЮКЭМШЕ ХМЯРХРСРШ ЯЙКЮДШБЮКХЯЭ ОН-ПЮГМНЛС. б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ, ЦДЕ ХГДЮБМЮ АШКХ ЯХКЭМШ РПЮДХЖХХ ЮЙЮДЕЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЦКЮБМШЕ МЮСВМШЕ ЯХКШ ЯНЯПЕДНРНВЕМШ Б ЯХЯРЕЛЕ пНЯЯХИЯЙНИ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ. б ЕЕ ЯНЯРЮБЕ ХЛЕЧРЯЪ: хМЯРХРСР ЩРМНКНЦХХ Х ЮМРПНОНКНЦХХ ХЛ. м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮЪ — Б лНЯЙБЕ, лСГЕИ ЮМРПНОНКНЦХХ Х ЩРМНЦПЮТХХ (йСМЯРЙЮЛЕПЮ) ХЛ. оЕРПЮ бЕКХЙНЦН (ЪБКЪЧЫХИЯЪ РЮЙФЕ МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЛ ХМЯРХРСРНЛ пюм) — Б яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦЕ; ЙПНЛЕ РНЦН, Б ЯНЯРЮБЕ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ, Б ЕЕ ПЕЦХНМЮКЭМШУ НРДЕКЕМХЪУ Х ЖЕМРПЮУ, ЯНГДЮМШ ЛЕЯРМШЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЕ ЙНККЕЙРХБШ. еЫЕ Я ЯЕПЕДХМШ уIу Б. Б ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙСЧ ЩРМНКНЦХВЕЯЙСЧ ПЮАНРС БЙКЧВХКНЯЭ пСЯЯЙНЕ цЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН; НРДЕКЕМХЪ ЩРНЦН НАЫЕЯРБЮ ПЮАНРЮЧР Б ПЪДЕ ЦНПНДНБ пНЯЯХХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ.

тХМЮМЯХПНБЮМХЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б пНЯЯХХ Б ЙНМЖЕ уу Б. ПЕГЙН ЯНЙПЮРХКНЯЭ. бЯЧ БНГЛНФМСЧ ОНЛНЫЭ ЩРМНКНЦЮЛ НЙЮГШБЮЕР пНЯЯХИЯЙХИ ЦСЛЮМХРЮПМШИ МЮСВМШИ ТНМД.

с ЯНБПЕЛЕММНИ ЛХПНБНИ ОПНЦПЕЯЯХБМНИ ЩРМНКНЦХХ ЕЯРЭ МЕЯЙНКЭЙН НЯМНБМШУ ТСМЙЖХИ.

оЕПБЮЪ — МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМЮЪ. щРМНКНЦХЪ НЯСЫЕЯРБКЪЕР ОНГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙХУ ПЕЮКЭМНЯРЕИ, ТНПЛХПСЕР ЙНМЙПЕРМНЕ ГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙНИ ЙЮПРХМШ ЛХПЮ Б ПЮГКХВМШЕ ХЯРНПХВЕЯЙХЕ ЩОНУХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ, ХЯЯКЕДСЕР УЮПЮЙРЕП Х НЯНАЕММНЯРХ ЩРМХВЕЯЙХУ ОПНЖЕЯЯНБ БН БЯЕУ ПЕЦХНМЮУ МЮЬЕИ ОКЮМЕРШ. нОХПЮЪЯЭ МЮ ЯБНЧ МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМСЧ ТСМЙЖХЧ, ЩРМНКНЦХЪ ЯРПЕЛХРЯЪ ОПЕНДНКЕРЭ ЩРМХВЕЯЙХЕ ОПЕДПЮЯЯСДЙХ, МЕПЕДЙН ЯБНИЯРБЕММШЕ НАШДЕММНЛС ЯНГМЮМХЧ КЧДЕИ, Х РЕЛ ЯЮЛШЛ ЯОНЯНАЯБНБЮРЭ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЧ Х ЙНМЯРПСЙРХБМНЛС ЯНРПСДМХВЕЯРБС ЛЕФДС МЮПНДЮЛХ.

дПСЦЮЪ БЮФМЮЪ ТСМЙЖХЪ ЩРМНКНЦХХ НРБЕВЮЕР ОНРПЕАМНЯРХ ЯЮЛНОНГМЮМХЪ ЙЮФДНЦН НРДЕКЭМНЦН МЮПНДЮ-ЩРМНЯЮ. мЮСВМШЕ ГМЮМХЪ НА ЩРМНЯЮУ МЕПЕДЙН ОПНРХБНЯРНЪР НАШБЮРЕКЭЯЙХЛ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪЛ Х МЮЖХНМЮКЭМШЛ ОПЕДПЮЯЯСДЙЮЛ. тСМЙЖХЪ ОНДКХММН МЮСВМНЦН ЯЮЛНОНГМЮМХЪ БШОНКМЪЕРЯЪ ЩРМНКНЦЮЛХ ОСРЕЛ ЯНАХПЮМХЪ, МЮЙЮОКХБЮМХЪ Х ЮМЮКХГЮ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН НОШРЮ ФХГМХ МЮПНДНБ

яНБПЕЛЕММШЕ ЩРМНЯШ — ЩРН ФХБЮЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ПЕЮКЭМНЯРЭ, НЯНАНЦН ПНДЮ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫХЕЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫХЕЯЪ ЯНЖХЮКЭМШЕ ЯХЯРЕЛШ. б ВХЯКЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ХУ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЯРБЮ ЯСЫЕЯРБЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР ЯНГМЮМХЕ ВКЕМЮЛХ ЩРМНЯЮ ЯБНЕЦН ЕДХМЯРБЮ, НОХПЮЧЫЕЦНЯЪ МЮ ХЯРНПХВЕЯЙСЧ РПЮДХЖХЧ. б ЩРНИ ЯБЪГХ ЩРМНКНЦХЧ ХМРЕПЕЯСЕР МЮСВМЮЪ ПЮГПЮАНРЙЮ ЩРМХВЕЯЙНЦН ЮЯОЕЙРЮ ЯНЖХЮКЭМНИ ОЮЛЪРХ, ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЯБЪГХ ОНЙНКЕМХИ, ОЕПЕДЮВХ (РПЮМЯЛХЯЯХХ) ЙСКЭРСПМНЦН МЮЯКЕДХЪ.

гМЮВХЛШИ БЙКЮД Б ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХХ БМЕЯКХ РЮЙХЕ НРЕВЕЯРБЕММШЕ Х ГЮПСАЕФМШЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ ЙЮЙ д.м. юМСВХМ, ю.м. уЮПСГХМ, аПНМХЯКЮБ лЮКХМНБЯЙХИ, м.х. мЮДЕФДХМ, м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮИ, пЕДЙКХТТ-аПЮСМ, дФЕИЛЯ дФНПДФ тПЩГЕП Х ДП.

Этнография как наука

Чтобы стали более понятны направления деятельности и особенности профессии этнографа, следует подробнее разобрать, какими вопросами и проблемами занимается этнография как наука.

Слово «этнография» происходит от двух древнегреческих слов: «этнос» – народ, и «графио» – описывать. То есть, этнография, это наука, изучающая и описывающая народы, племена и прочие этнические группы. В область изучения данной науки входит широкий спектр вопросов, касающихся изучаемого народа:

  • Этногенез – происхождение этнической группы, время её образования, какие народы и племена являлись предками этого народа, отношения с соседствующими народами.
  • Состав – структурные подразделения, существующие внутри этноса (племена и роды).
  • Расселение – территория, которую занимает народность в настоящее время и какую занимала в прошедшие исторические времена.
  • Культурные и бытовые особенности этноса, позволяющие твёрдо установить его уникальность, отличие от соседних и родственных этнокультур.
  • Духовная и материальная культура, традиции, фольклор, религия и т.д.

↑оПЕДЛЕРМЮЪ НАКЮЯРЭ ЩРМНКНЦХХ

б ЯНБПЕЛЕММНИ ПНЯЯХИЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ НЯРПН ЙНМЙСПХПСЧР ПЮДХЙЮКЭМН ПЮГКХВЮЧЫХЕЯЪ РЕНПХХ (ЙНМЖЕОЖХХ) ЩРМНЯЮ. нДМЮ ХГ МХУ — АХНКНЦХГХПСЧЫЮЪ ЯЮЛ ТЕМНЛЕМ ЩРМНЯЮ – Б РЕВЕМХЕ ПЪДЮ КЕР БШДБХЦЮКЮЯЭ Х ОНДДЕПФХБЮКЮЯЭ кЭБНЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ цСЛХКЕБШЛ, Ю МШМЕ ОПНОЮЦЮМДХПСЕРЯЪ ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЪЛХ Х ЯРНПНММХЙЮЛХ. щРМНЯ Б ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ РПЮЙРСЕРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ОПХПНДМНЦН ЪБКЕМХЪ Х ХГСВЮЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНЦПЮТХХ (ЩРМНКНЦХЪ, ХКХ ЩРМНЦПЮТХЪ ЯВХРЮЕРЯЪ ОПХМЖХОХЮКЭМН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ДХЯЖХОКХМНИ). хЯРНПХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ ОПЕДЯРЮБКЪЕРЯЪ ЖЕОЭЧ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ ЩРМНЦЕМЕГНБ. оПХВХМНИ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЩРМНЯЮ БШЯРСОЮЕР РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ ОЮЯЯХНМЮПМШИ РНКВНЙ, Ю ПЕЮКЭМШЛХ НПЦЮМХГЮРНПЮЛХ ЩРМНЯЮ Х ЩРМХВЕЯЙНЦН – КЧДЕИ, ЯОЮЪММШЕ НАЫЕИ ЖЕКЭЧ Х НАЫХЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ — ОЮЯЯХНМЮПХХ.

мЮХАНКЭЬХЛ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕЛ ЯПЕДХ ПНЯЯХИЯЙХУ ЩРМНКНЦНБ ОНКЭГСЧРЯЪ ДСЮКХЯРХВЕЯЙХЕ БНГГПЕМХЪ МЮ ЩРМНЯ. хУ ЯСЫМНЯРЭ ОНКМЕЕ Х ЪЯМЕЕ БЯЕЦН ХГКНФЕМЮ Б РПСДЮУ чКХЮМЮ бКЮДХЛХПНБХВЮ аПНЛКЕЪ. хЯУНДМЮЪ ЛШЯКЭ ЩРНЦН ХЯЯКЕДНБЮРЕКЪ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН Б ЩРМНЯЕ ОН-ПЮГМНЛС ЯНВЕРЮЧРЯЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ Х УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ (ЩРМХВЕЯЙХИ ЪГШЙ, МЮПНДМН-АШРНБЮЪ ЙСКЭРСПЮ, НАПЪДНБЮЪ ФХГМЭ, ЩРМХВЕЯЙНЕ ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ, ГЮЙПЕОКЕММНЕ Б ЩРМНМХЛЕ — ЯЮЛНМЮГБЮМХХ ЩРМНЯЮ), Х РЮЙХЕ, ЙНРНПШЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН Б ЙЮВЕЯРБЕ СЯКНБХИ ТНПЛХПНБЮМХЪ Х АШРХЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХУ ЯРНПНМ (ОПХПНДМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙН-РЕППХРНПХЮКЭМШЕ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯНЖХЮКЭМШЕ Х Р. О.). б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЩРХЛ ДЕКЕМХЕЛ ЩРМНЯ ОНКСВЮЕР ДБНИЯРБЕММСЧ (ДСЮКХЯРХВЕЯЙСЧ) ОПХПНДС Х ДБЮ ЯЛШЯКЮ — СГЙХИ Х ЬХПНЙХИ. щРМНЯ Б СГЙНЛ ЯЛШЯКЕ ОНКСВХК МЮХЛЕМНБЮМХЕ ЩРМХЙНЯ (ЦПЕВЕЯЙНЕ ОПХКЮЦЮРЕКЭМНЕ НР «ЩРМНЯ»), Ю ЩРМНЯ Б ЬХПНЙНЛ ЯЛШЯКЕ АШК МЮГБЮМ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШЛ НПЦЮМХГЛНЛ (ЯНЙПЮЫЕММН щян). мЮХАНКЕЕ ВЮЯРН ОПХБНДХЛШИ ЯКСВЮИ ОПХКНФЕМХЪ Й ПЕЮКЭМНЯРХ СГЙНЦН Х ЬХПНЙНЦН ЯЛШЯКЮ ОНМЪРХЪ «ЩРМНЯ» — ОПХЛЕП СЙПЮХМЖЕБ: БЯЕ ОПНФХБЮЧЫХЕ Б ЛХПЕ СЙПЮХМЖШ (Б РНЛ ВХЯКЕ Х Б йЮМЮДЕ) — ЩРН ЩРМХЙНЯ, Ю СЙПЮХМЖШ, ФХБСЫХЕ Б ОПЕДЕКЮУ пЕЯОСАКХЙХ сЙПЮХМШ, ¾ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШИ НПЦЮМХГЛ.

й ВХЯКС ХМРЕПЕЯМШУ РЕНПХИ ЯКЕДСЕР РЮЙФЕ НРМЕЯРХ НПХЦХМЮКЭМНЕ МЮСВМНЕ ОНЯРПНЕМХЕ, БШДБХМСРНЕ ПЪДНЛ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ, Б ВЮЯРМНЯРХ мХЙНКЮЕЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ вЕАНЙЯЮПНБШЛ, ЙНРНПНЕ СДНАМН МЮГБЮРЭ ХМТНПЛЮЖХНММНИ ЙНМЖЕОЖХЕИ ЩРМНЯЮ. нМН АЮГХПСЕРЯЪ МЮ ОПЕДЯРЮБКЕМХХ Н РНЛ, ВРН БН БЯЪЙНЛ ЯНЖХЮКЭМНЛ НАПЮГНБЮМХХ, ЙЮЙ Х Б НАЫЕЯРБЕ Б ЖЕКНЛ, СЯРНИВХБН ЖХПЙСКХПСЧР ОНРНЙХ ЯННАЫЕМХИ (ХМТНПЛЮЖХХ), ХЛЕЧЫХЕ ЯБНХ ЦЕМЕПЮРНПШ (ХЯРНВМХЙХ) Х ЯБНХУ ПЕЖХОХЕМРНБ (РЕУ, ЙРН ХУ БНЯОПХМХЛЮЕР). нРЯЧДЮ ДЕКЮЕРЯЪ ОПЕДОНКНФЕМХЕ, ВРН Б ЦПЮМХЖЮУ СЯРНИВХБШУ ЯНЖХЮКЭМШУ НАЫМНЯРЕИ (Й ЙЮЙНБШЛ НРМНЯЪРЯЪ Х ЩРМНЯШ) ХМТНПЛЮЖХНММШЕ ОНРНЙХ ДНКФМШ АШРЭ ХМРЕМЯХБМЕЕ Х МЮЯШЫЕММЕЕ, ВЕЛ ГЮ ХУ ОПЕДЕКЮЛХ.

б НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСВМНИ РПЮДХЖХХ ГЮЛЕРМНЕ ЛЕЯРН ГЮМХЛЮЕР ЙНЛОНМЕМРМЮЪ РЕНПХЪ ЩРМНЯЮ, ПЮГПЮАНРЮММЮЪ б.б. оХЛЕМНБШЛ. б ПЮЛЙЮУ ЩРНИ РЕНПХХ ЩРМНЯ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙЮЙ ХЯРНПХВЕЯЙХ БНГМХЙЬЮЪ Х ЩБНКЧЖХНМХПСЧЫЮЪ ЯКНФМЮЪ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫЮЪЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫЮЪЯЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ, НАКЮДЮЧЫЮЪ ЛМНЦНЯНЯРЮБМНИ ЙНЛОНГХЖХЕИ (ЯРПСЙРСПНИ). яРПСЙРСПМШЛХ НАПЮГНБЮМХЪЛХ БШЯЬЕЦН ОНПЪДЙЮ БШЯРСОЮЧР ЙНЛОНМЕМРШ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ХЛЕЧР ЯКНФМНЕ ЯРПНЕМХЕ. йНЛОНМЕМРМНЕ НОХЯЮМХЕ Х ХГСВЕМХЕ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЩРМНЯЮ СДНАМШ РЕЛ, ВРН, МЕ ОНПШБЮЪ Я РПЮДХЖХЪЛХ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ (ЩРМНЦПЮТХХ), НМХ НРЙПШБЮЧР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ЛЕРНДНБ ЯХЯРЕЛМНЦН ОНДУНДЮ Х БЮПХЮЖХНММНИ ЯРЮРХЯРХЙХ. яНГДЮМХЕ ХМЯРПСЛЕМРЮПХЪ (ЯРЮМДЮПРМШУ БНОПНЯМХЙНБ Х Р. О.), ХЯОНКЭГНБЮМХЕ БШАНПНВМНЦН ЛЕРНДЮ, ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ОЕПЕПЮАНРЙЮ ЯНАПЮММШУ ДЮММШУ Х ХУ ЮМЮКХГ МЮ НЯМНБЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ХМТНПЛЮЖХХ, — БЯЕ ЩРН НРЙПШБЮЕР ОСРЭ ДКЪ ЛНДЕКХПНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБЕММШУ ЯРНПНМ ЯРПСЙРСПШ ЩРМНЯЮ.

мЮПЪДС Я ЙНМЖЕОЖХЪЛХ ЩРМНЯЮ Б ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙЕ ВЮЯРН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОНМЪРХЕ «ЩРМХВМНЯРЭ». йНМЖЕОЖХЪ ЩРМХВМНЯРХ ЙНМЖЕМРПХПСЕР БМХЛЮМХЕ ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ ЛМНЦНЙСКЭРСПМНЛ УЮПЮЙРЕПЕ АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ НАЫЕЯРБ Х МЮ ОПЮЙРХВЕЯЙНЛ НРЯСРЯРБХХ ЦНЛНЦЕММШУ ЦПСОО, Ю РЕЛ АНКЕЕ ЙСКЭРСПМШУ ХГНКЪРНБ. оН ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ, МЮХАНКЕЕ ХГБЕЯРМШЛ Х ОПНДСЙРХБМШЛ ЯРНПНММХЙНЛ ЙНРНПНИ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ ЪБКЪЕРЯЪ б.ю. рХЬЙНБ, ЩРМХВЕЯЙХЕ ЦПСООШ НОПЕДЕКЪЧРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ОН РЕЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ВКЕМШ ЦПСОО ЯВХРЮЧР ДКЪ ЯЕАЪ ГМЮВХЛШЛХ Х ЙНРНПШЕ КЕФЮР Б НЯМНБЮМХХ ЯЮЛНЯНГМЮМХЪ; ЩРМХВМНЯРЭ – ЩРН ТНПЛЮ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ЙСКЭРСПМШУ ПЮГКХВХИ, Ю ЩРМХВЕЯЙЮЪ НАЫМНЯРЭ – ЩРН ЦПСООЮ КЧДЕИ, ВКЕМШ ЙНРНПНИ ХЛЕЧР НАЫЕЕ МЮГБЮМХЕ Х ЩКЕЛЕМРШ ЙСКЭРСПШ.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Похожие термины:

  • Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных

  • наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с

  • журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание

  • сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}

  • сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}

  • МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк

  • создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3

  • ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход

  • 1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч

  • имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф

  • Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни

  • одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.

  • карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста

  • монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной

  • от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра

  • до 1979 Ирбитский ист.)    открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн

  • создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ

  • создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и

  • им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector