Преподаватель в вузе: особенности работы

Цели и задачи работы современного педагога

Главная цель любого учителя – не просто дать ученикам набор определенных знаний и навыков. Педагог должен помочь каждому ребенку сформироваться как личность, реализовать свой потенциал, научиться быстро адаптироваться к изменениям, добиваться собственных жизненных целей, приносить пользу обществу. Отсюда вытекают и основные задачи педагогической работы:

  • Исследование возрастных и личностных особенностей детей для правильного выстраивания и корректировки образовательного процесса.
  • Знакомство учеников со школьной программой с использованием методов и технологий обучения, соответствующих учебным целям, возрасту детей.
  • Контроль освоения учениками образовательной программы.
  • Выявление проблем, с которыми дети сталкиваются в школе, помощь в преодолении затруднений, возникающих при освоении учебной программы, социализации.
  • Оценка достижений учащихся.
  • Мотивация детей к учебе.
  • Взаимодействие с учениками, родителями и заменяющими их лицами, коллегами и т. д.
  • Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей в учебной и внеурочной деятельности.
  • Работа с информацией, в том числе с профессиональными источниками: печатными изданиями, сайтами и т. д.
  • Профессиональное самообразование.

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

Сверьте с организаторами и кураторами учебные цели программы в целом, и вашего урока в частности

Важно, чтобы ваш контент был синхронизирован с другими занятиями.

Пропишите для себя подробнее — что узнают, начнут делать и даже почувствуют студенты после вашего занятия? Какие основные мысли вы хотите донести? Эти цели станут основой для тематических блоков.

Исследуйте аудиторию. Уточните, какой у них бэкграунд, какие ожидания, какой уровень знаний

Важно: подумайте о студентах не только с точки зрения знаний и навыков — поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы хотели изучить эту тему, какая информация и какие форматы работы помогли бы вам лучше всего?

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной.

В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст.

Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни.

Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать. Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!). Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии. Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно.

Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на не слушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Преимущества работы учителем

Но, конечно, в этой работе множество плюсов, которые во многом перекрывают минусы. Именно поэтому учителя часто работают в школе всю жизнь.

  1. По закону ставка учителя — всего 18 часов в день. То есть он может работать 3 урока, в остальное время заниматься развитием или внеклассной работой (теми же отчетами и актами). Но многие работают на полторы или две ставки.
  2. Можно найти дополнительный заработок, если заняться репетиторством.
  3. Отпуск — 56 дней, да и во время школьных каникул учителя могут отдыхать.
  4. Официальное трудоустройство.
  5. В частных школах зарплаты довольно высокие.
  6. Есть время на свою семью и детей.

Говоря о плюсах и минусах профессии учителя, нельзя не обозначить менее заметные, но более важные преимущества. Педагоги имеют реальную возможность сделать лучше множество людей. Они могут вкладывать в головы учеников не только законы физики или основы биологии, но и ценности, моральные нормы, формировать мировоззрение. Школьники восприимчивы к словам взрослых, но только в том случае, если у этих взрослых есть выраженный авторитет. Можно использовать разные техники преподавания, подбирая самую эффективную.

Если у вас свой кабинет — это еще удобнее. Там можно все обустроить по своему вкусу. Кроме того, профессия преподаватель хоть и сложная, но интересная. Каждый день вас окружает множество людей, нет места рутине и однообразию. Это не только дарит заряд эмоций, но и «молодит» — пребывание в окружении детей, которые смеются и радуются жизни, благотворно сказывается на состоянии души.

Однозначный плюс — то, что дети вас любят и уважают. В большинстве случаев это так. Но чтобы быть хорошим педагогом, нужно быть и хорошим психологом. К слову, плюсы профессии психолога выражены не так явно, в его работе встречается больше тяжелых случаев и грустных историй. Поэтому если вы увлекаетесь психологией детей и подростков, но не хотите заниматься лишь этим, вы сможете стать отличным преподавателем.

Учитывая все плюсы и минусы работы учителя, мы считаем, что плюсов явно больше. Но это не отрицает тот факт, что у педагогов часто наступает эмоциональное выгорание.

Как стать преподавателем в автошколе

Когда вы научитесь водить автомобиль и выучите правила дорожного движения, придётся изучить внутренности машины. Поэтому девушек эта профессия привлекает редко.

Но сколько бы опыта и навыков у вас ни было, без лицензии инструктора путь в автошколу закрыт. Получить её можно после того, как вы соберёте «коллекцию» справок и окончите специальные курсы.

С лицензией вас возьмут и инструктором, и преподавателем теории. Если же вакансий нет, рассмотрите вариант не для слабонервных – открыть свою автошколу. В таком случае приготовьтесь к походу в налоговую и оформлению приличных стопок документов.

Возможно Вас заинтересуют:

Мы раскрываем все секреты профессии мастера ногтевого сервиса

Большинство мастеров ногтевого сервиса хотят расти и развиваться. На определенном этапе происходит пресыщение работой с клиентами и хочется чего-то нового.

Вариантов развития карьеры мастера ногтевого сервиса больше, чем кажется.

Сходу могу перечислить семь путей:

  1. Открытие собственного салона.
  2. Открытие собственного магазина.
  3. Открытие представительства компании.
  4. Участие в показах мод / фотосессиях.
  5. Конкурсная карьера.
  6. Автор статей для журналов.
  7. Технолог и преподаватель по маникюру / наращиванию ногтей.

Последний пункт этого списка — преподаватель по моделированию ногтей, самый популярный и при этом один из самых сложных. Научиться делать ногти хорошо не так сложно по сравнению с тем, как научить этому других.

Эта работа требует в пять раз больше терпения и усидчивости, крепких нервов и готовности посвятить ей много времени. Однако и награда высока.

Путешествия по миру, знакомства с интересными людьми, обмен опытом, благодарные ученики. Каждый день не похож на предыдущий, иногда, просыпаясь в самолете, не сразу вспоминаешь куда мы летим.

Однажды я писала в блоге запись об одном дне из жизни судьи ногтевых чемпионатов, где подробно по часам описала свою поездку в Казань.

Меня давно просили сделать что-то подобное, чтобы мастера, которые задумываются о карьере судьи смогли представить, как это выглядит «за кулисами».

Сегодня я расскажу вам что представляет из себя профессия преподавателя ногтевого сервиса, чтобы вы смогли «примерить» ее на себя.

Вам НЕ стоит становиться преподавателем по наращиванию ногтей, если вы:

#1. Не любите дорогу, путешествия, поезда, самолеты. Этого будет очень много.

Иногда мне приходится собирать вещи для поездки, которая будет только через месяц, потому что у меня не будет перерыва между тремя командировками. Только три часа дома, чтобы принять душ, переодеться и сменить чемодан.

#2. Не готовы к постоянным неудобствам. Стол, за которых вас посадят работать может сильно шататься, может не быть настольной лампы, привычных материалов и удобного стула. Модель к вам сядет с самыми сложными руками и вы, скорее всего, не поймете, о чем она просит, потому что язык незнакомый.

#4. Не готовы к публичности. В отличие от работы мастера ногтевого сервиса, где вы можете спокойно сидеть целый день в маске и работать с клиентами, не думать о макияже и одежде, работа преподавателя подразумевает постоянное общение с большим количеством людей. Здесь вы не сможете быть «сапожником без сапог» и поехать на презентацию с ногтями, которые просят коррекции. Вам нужно постоянно хорошо выглядеть и заряжать энтузиазмом других, даже если вы только что сменили 3 часовых пояса и большего всего мечтаете о том, чтобы снять неудобные туфли и лечь спать хотя бы на сутки.

#5. Не любите общение. Мастера ногтевого сервиса могут быть необщительными и при этом достаточно успешными, преподаватели — вряд ли. Ваша работа — это передавать свои навыки и умения другим, а для этого нужно постоянно быть на связи со своими учениками.

Если все вышеперечисленное вас не пугает и вы все равно полны решимости покорить олимпы преподавательского искусства, я с удовольствием расскажу как это сделать!

Категории

Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.

В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.

  • Ассистент. Стать им можно при наличии диплома магистра или специалиста и опыта преподавательской деятельности, либо после окончания аспирантуры. Этот специалист помогает профессорам – консультирует студентов, проводит с ними лабораторные и практические занятия, присутствует на зачетах или экзаменах.
  • Старший преподаватель. Получить эту должность можно, имея трехлетний педагогический стаж либо ученую степень кандидата наук. Преподаватель не только читает лекции, но и разрабатывает методики и пособия.
  • Доцент. Такая позиция доступна для кандидатов наук, которые ведут активную деятельность: являются исследователями, публикуют статьи и свои труды, выступают на конференциях.
  • Профессор. Это высшая должность, для получения которой нужно приложить немало усилий. Специалисту необходимо иметь звание доктора наук, ряд опубликованных трудов и монографий, а также опыт преподавания не менее 5 лет.

А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.

  • Общеобразовательные дисциплины. Это предметы, обязательные для всех студентов. К ним относятся математика, английский язык, философия, история, физическая культура. Могут быть добавлены и другие направления в зависимости от порядков в конкретном учебном заведении.
  • Профильные дисциплины. Дают знания непосредственно по специальности, выбранной студентом. Например, у будущих адвокатов обязательно будут различные юридические дисциплины, изучение обществознания, социология. У экономистов – менеджмент, у врачей – анатомия, а у художников – история декоративно-прикладного искусства и дизайн.
  • Дисциплины по специализации. Они нацелены на углубленное изучение выбранного направления. К примеру, психология может быть общей дисциплиной для ряда курсов, а ее разновидности – детская, возрастная, криминальная – будут уже специализированными.

Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.

Кто такой преподаватель?

Преподаватель – специалист, который ведет преподавательскую деятельность в средних и высших образовательных учреждениях. Он проводит семинары и практические задания, принимает экзамены и зачеты у студентов, а также занимается научной и исследовательской деятельностью.

Происхождение термина полностью передает суть деятельности данного специалиста. Так, «преподаватель» образовано от «преподать», оно же в свою очередь состоит из двух частей: преп + о + дать, где «преп» означает «подготовленное заранее», «о» — объединяющий звук, а глагол «дать» прямо указывает на то, что преподаватель дает студентам подготовленную заранее информацию.

Хотя образовательные системы существовали еще в древних государствах, история профессии преподавателя в современном понимании начинается в XII веке. В этот период в Европе были основаны первые высшие школы – университеты, в которых обучение студентов проводили преподаватели. Кстати, на заре своего становления эта профессия была крайне не престижной, поскольку ее представители не производили никаких материальных вещей, по которым люди могли бы оценить их труд.

В настоящее время должность преподавателя является промежуточной между старшим преподавателем и ассистентом. Стандартная должностная инструкция преподавателя включает следующие пункты:

  • организация и проведение учебных работ в ходе различных видов занятий (за исключением чтения лекций);
  • участие в научно-исследовательской деятельности ВУЗа;
  • разработка или участие в разработке методических материалов под руководством старшего преподавателя, доцента или профессора;
  • обеспечение занятий методическими и техническими материалами;
  • создание условий, способствующих формированию у студентов главных навыков компетентности;
  • участие в воспитательных работах со студентами, а также в профориентационных мероприятиях для школьников;
  • проверка выполнения домашних заданий;
  • ведение документации по учебной работе;участие в мероприятиях, которые организует учебное заведение (например, в семинарах, научных конференциях и совещаниях, в том числе зарубежных).

Отметим, что получить должность старшего преподавателя можно после того, как будет наработан 3-летний стаж научно-педагогической деятельности. Если у преподавателя есть ученая степень кандидата наук, для получения более высокой должности достаточно 1 года стажа. Старший преподаватель имеет право проводить все виды учебных занятий, а также консультировать простых преподавателей и ассистентов. Кроме того, он оказывает им методическую помощь и может контролировать качество занятий, которые они проводят.

Финишная прямая

После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:

Подготовьте сценарный план.

Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.

Уделите отдельное внимание презентации и вспомогательным материалам — оформите их в нужном стиле. На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия

На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.

Продумайте необходимый технический set up.

К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.

Карьера

Карьерная лестница преподавателя вуза выглядит примерно так. Вы заканчиваете университет или очную аспирантуру или магистратуру, и Вам предлагают остаться на родной кафедре или факультете, или знакомые предлагаю устроить Вас в их вуз. Вам обещают поддержку в написании диссертации, её защите, а после повышении в должности. Но сначала Вас берут на должность ассистента. По сути ассистент это помощник доцента или профессора, по факту — такой же преподаватель как и все, только получает самую маленькую зарплату в вузе, даже часто меньше чем инженер кафедры. Поработав несколько лет ассистентом Вас поднимают до преподавателя или старшего преподавателя. И Вы достигаете первого потолка до тех пор, пока не напишите и защитите диссертацию. Но писать диссертацию, параллельно работая, очень трудно, и не всем это удаётся вообще. Поэтому, если Вы в течение двух-трёх лет в этом направлении ничего существенного не сделали, то серьёзно задумайтесь об уходе с преподавательской работы, потому что так будет и дальше. (Учтите также тенденцию усложнения защиты диссертации. Правда правила меняются не всегда в худшую сторону, и в каких-то моментах реформа высшего образования внушает долю оптимизма. 3 июля 2020.)

После защиты диссертации, а это само по себе мероприятие непростое и затяжное во времени, Вы можете претендовать на должность доцента. Зарплата ставки преподавателя и доцента отличается примерно на восемь тысяч. То есть многолетний научный труд оценивается всего несколькими дополнительными тысячами.

Дальнейший карьерный рост становится ещё труднее. Вы можете написать докторскую диссертацию, и после её защиты стать профессором, получив ещё несколько тысяч к зарплате доцента… Между началом работы преподавателем и получением должности профессора может пройти от 15-ти лет, и то если вы особо удачливый…

Вот в общем-то и всё. Какую бы должность Вы не занимали, суть работы будет примерно одна и та же: аудиторная, методическая и научно-исследовательская работа.

Вариант 2: курсы

Курсы переподготовки существуют по всей стране. 

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки в Москве предлагает интенсивную программу переподготовки объемом 280–520 часов (1,5–3,5 месяца). После ее прохождения получите квалификацию «учитель». 

Российский университет дружбы народов в Москве организует курсы длительностью 6 месяцев (600 часов). Очно-заочная программа рассчитана на учителей начальной и средней школы без педобразования. Есть среди программ дополнительного профобразования в РУДН и более узкие специализации. Объем от 260 до 1 400 часов – зависит от того, какой предмет хотите преподавать.

Алтайский государственный педагогический университет в Барнауле предлагает обучение на очно-заочных курсах продолжительностью 6–12 месяцев и объемом от 280 до 1 100 часов.

Амурский областной институт развития образования поможет освоить очно-заочную программу профпереподготовки объемом 256–360 часов. 

Можно обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования. Если вы владеете английским на уровне не ниже В1 и имеете высшее непедагогическое образование, то за 516 часов очно-заочного обучения станете дипломированным учителем английского. А для будущих преподавателей математики или физкультуры обучение здесь лишь очное. Потенциальным учителям русского языка проще: очно-заочные курсы у них длятся 252 часа. Те, кто хочет стать преподавателем информатики или физики, должны пройти 252 часа очной подготовки.

Факультет педагогического образования Московского государственного университета им. Ломоносова организует очно-заочные курсы объемом 1 404 часа и длительностью 1–2 года. 

Институт непрерывного образования Московского государственного педагогического университета предлагает программы профподготовки. Объем подготовки и там, и там составляет 504 часа.

Плюс заочных курсов в том, что они дают (пусть и не на 100 %) возможность сразу начать работу учителем. Для этого нужно поступить на курсы переподготовки и принести в школу справку о начале обучения. Если в школе дефицит кадров по вашей специальности, администрация может взять вас на работу. 

Важно: какие бы курсы (очные или заочные) вы ни выбрали, документ о высшем образовании для работы в школе обязателен. 

Какие качества важны для тьютора

Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.

Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.

Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.

Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду

А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.

Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.

Как показывает практика, самый сильный отклик у учеников вызывает именно искренняя страсть к предмету, а не часто обсуждаемая «любовь к детям» (последнее можно сравнить, например, с нежными чувствами хирурга по отношению к своим пациентам). Постоянным источником «возгорания» служит успех учеников.

Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.

А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.

Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.

Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.

Терпение — умение держать себя в руках (например, в ситуации, когда подопечный задает «глупые» вопросы).

Неоднозначное качество. В теории, безусловно, тьютор должен обладать характером «стойким, нордическим». На практике же яркая эмоция (не оскорбляющая, а поражающая воображение) может вызвать более быстрый и желательный отклик. А вот непробиваемое хладнокровие как раз часто ведет к «тоске смертной» и замедлению прогресса.

Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.

Это верно, если речь идет о «широкой общественности» и/или взрослом слушателе; но далеко не всегда в случае с родителями несовершеннолетних. Папы и мамы должны знать и об изменениях в психологическом состоянии ребенка (причиной может быть буллинг в школе или соцсетях), нереализованные мечты, ухудшение результатов тестов и т. д.

Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.

Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.

Осознание роли пауз — принятие периодически возникающих «минут тишины» как нормы.

Вполне логичное требование с учетом слабо развитых способностей к критическому мышлению у большинства современной молодежи. Существенное время может уйти на «внезапное» придумывание оригинального начала письма другу, нахождение логических неувязок в тексте или синонимов к избитому слову.

Бережное отношение к личности: уважение — основа взаимоотношений.

Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога

Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.

Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.

Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector