Методы исследования, используемые при написании дипломной работы

Содержание:

Уровни научного познания

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.
Эмпирический уровень познания включает в себя

— наблюдение явлений,
— накопление и отбор фактов
— установление связей между ними.

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материалв, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается

— внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
— их взаимодействие и обусловленность.

Советы по выбору методологии исследования

Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?

  1. Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
  2. Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
  3. Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
  4. Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
  5. Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
  6. Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
  7. Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.

Организационные методы

Организационные методы — это средства для организации процесса научного познания. Можно сказать, что эти методы задают форму. Ананьев выделил сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный

Сравнительный метод является наиболее распространенным, он применяется:

  • в общей психологии (пример: сравнение мужской и женской части выборки);
  • в социальной психологии (сравнение групп);
  • в возрастной психологии (сравнение различных возрастов).

Здесь, как правило, используются так называемые поперечные срезы, то есть, разовые обследования испытуемых при помощи различных эмпирических методов (о них пойдет речь далее).

Рис. 2. Классификация методов психологического исследования ( по Б. Г. Ананьеву)

Лонгитюдный

Лонгитюдный метод можно противопоставить методу поперечных срезов. Его главное отличие — продолжительное исследование одних и тех же испытуемых, обнаружение динамики изменений. Этот метод используется в возрастной психологии, поскольку позволяет увидеть индивидуальные особенности развития каждого из испытуемых на протяжении многих лет. Минусами лонгитюдного метода являются технические сложности в организации, большие временные затраты и вероятность влияния на результат побочных факторов в жизни испытуемых.

Комплексный

Исследования с применением комплексного метода, как правило, имеют своей целью решение практических междисциплинарных задач. Комплексный метод делит задачи исследования между представителями различных наук (или подходов в рамках одной науки), позволяя взглянуть на предмет исследования с различных позиций — изучить его комплексно.

Методы исследования в магистерской работе: что это и как их выбрать?

При написании магистерской работы обязательно нужно использовать соответствующие методы и методологии научного исследования. При этом отдельно выбранный метод обязательно должен соответствовать той сфере научных знаний, в рамках которых соискатель пишет свою работу в виде магистерской диссертации.

Грамотный подход к выбору методологии поможет получить максимально адекватные научные результаты исследования будущего ученого.

Рекомендуем очень серьезно подойти к выбору методов исследования, ведь именно от них будет зависеть достоверность полученных данных.

Возьмем, к примеру, диссертационные работы по психологии и педагогике. Здесь принято исследовать авторскую педагогическую или психологическую методику обучения или коррекцию этого процесса. В этом случае применяют метод эксперимента (на основе экспериментального исследования в двух группах – контрольной и экспериментальной).

По завершении эксперимента обращаем внимание на результаты. Если они показывают, что авторская методика обучения и коррекции превосходит ранее изученные, это свидетельствует об успешном выполнении исследования и научной работы в целом

Так как методик существует огромное множество, в автореферате диссертации в разделе «Методологическая основа» автор указывает лишь основные методики, которые использовал в ходе выполнения исследований. К основным методам относятся:

  1. Специальные: анализ, экономико-математическое моделирование, аналитическое исследование, статистика, дидактика, интерпретация, сравнительный анализ, анкетирование и т.д.
  2. Общенаучные: эксперимент, аналитика, предвидение, синтез, дедукция и индукция и т.д.

Специальные методы исследования

В качестве специальных методов исследования можно привести следующие примеры: 

  • юриспруденция – формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм и др.; 
  • экономика – экономико-математическое моделирование, маржинальный (предельный) анализ, функциональный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры и др.; 
  • психология – метод беседы, анкетный метод, метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод и др. 

Общенаучные методы исследования

  1. Теоретические (от абстрактного к конкретному).
  2. Экспериментальные (наблюдение, сравнительный анализ, создание оптимальных для исследования условий). При этом наблюдение лежит в основе экспериментальных исследований. Именно он лежит в основе всех человеческих органов чувств. Сравнение используют, чтобы установить связи объектов исследования с реальным миром. Моделирование способствует построению естественной/реальной модели объекта исследования.
  3. Теоретико-эмпирический (дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование). В дедуктивном методе используют обоснованные данные для практического исследования объекта. Индуктивный основан на результатах исследований и экспериментов, формирует теоретическую базу для дедуктивного метода. Метод аналогии необходим для сравнительного анализа нескольких объектов с учетом имеющихся признаков. Абстрагирование выступает в роли мысленного исключения побочных понятии и признаков, позволяя сосредоточиться на главных параметрах, максимально воздействующих на объект.

Все методы, используемые в ходе проведения исследований для магистерской диссертации, описываются во введении вместе с обоснованием их выбора. Автор должен высказать целесообразность использования каждого, который решил указать в работе.

И если вам совершенно некогда или просто не хочется тратить драгоценное время на бумажную волокиту и писанину, рядом всегда есть тот, кто подстрахует и возьмет на себя всю неприятную работу – сервис студенческой помощи, специалистам которого ничего не стоит грамотно и в соответствии со всеми нормами отобразить на бумаге ваше исследование. А вы тем временем можете спокойно посвятить себя науке.

Что такое теоретические методы исследования

В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.

Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические

Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).

Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.

Данные термины известны нам как основные понятия логики.

Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).

Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.

Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.

Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.

Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.

Классические методы исторического исследования

Пришло время кратко описать специальные исторические методы исследования, ответив на вопрос: «Какие задачи решает каждый конкретный метод?» — и показать чёткие примеры. И начнём мы с классических методик.

Классическими методами исследования пользуются историки по всему миру. Они помогают глубоко изучать выбранную тему и приходить к логическим и обоснованным выводам.

Диахронный метод

Данный метод исторического исследования использует чёткую периодизацию, изучая различные изменения и явления в отдельно взятом регионе.

Пример: изучение исторического развития крымских татар в разные временные эпохи.

Идеографический (нарративный) метод

Этот метод относится к изучению исторических событий и личностей. Он помогает описывать произошедшее, исследовать биографии и психологические аспекты отдельных людей сквозь призму той эпохи, в которую они жили.

Пример: работы, посвящённые изучению Наполеона, как исторической личности.

Историко-генетический метод

Основу историко-генетического метода составляет принцип историзма. Это значит, что любое явление, событие или эпоха рассматриваются с точки зрения его развития: от рождения до взросления и умирания.

Пример: научное исследование Ф. Арьеса, посвящённое тому, как менялось отношение к смерти в каждую историческую эпоху.

Ф. Арьес написал монументальный труд «Человек перед лицом смерти»

Историко-системный метод

В историко-системном подходе все исторические события рассматриваются как единое целое со своей иерархией. В основе метода лежит понятие изоморфизма.

Изоморфизм — это понятие означает, что если элементы разных систем похожи между собой, то и системы, в которые они включены, будут иметь много общего.

Пример: изучение феодального общества как системы.

Историко-сравнительный метод

В основе историко-сравнительного метода лежит принцип аналогии. Он помогает находить различия или сходства у определённых объектов, даже если очевидных фактов на первый взгляд и нет.

Пример: работы, в которых сравнивают две эпохи или события и устанавливают исторические закономерности.

Метод актуализации

Метод актуализации позволяет учитывать прошлый исторический опыт и прогнозировать развитие возможных событий на его основе.

Пример: оценка революционных движений и их возможной успешности в современном мире.

Метод синхронизации

Метод синхронизации помогает изучать различные события, которые происходят в одно и то же время, но в разных географических местах.

Пример: изучение различных исторических явлений в эпоху Реформации.

Эпоха Реформации в Англии сильно отличалась от событий в Китае

Ретроспективный метод

В рамках этого метода, знание об эпохе воссоздают по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время.

Пример: изучение средневекового аграрного строя Франции по материалам, описывающим французские деревни XVIII века.

Статистический метод

Этот метод исторического исследования опирается на количественные данные измерений и вычислений, связанные с изучением проблем социально-экономической области.

Пример: исследование, посвящённое количеству развитых городов в Средние века.

Типологический метод

Типологический подход в истории — это метод, при котором информационные материалы или исторические явления, имеющие одинаковые характеристики, разбиваются на классы или типы.

Пример: типологии власти, государств и так далее.

Хронологический метод

Одним из самых популярных методов исторического исследования является хронологический. Он позволяет рассматривать явления и события сквозь призму временных изменений, поэтапно.

Пример: периодизация времени от Первобытно-общинного строя к Новейшему времени, другие виды хронологий.

В мире много учёных, которые пытались придумать свою хронологию. Один из них — русский математик Анатолий Фоменко. Он разработал «Новую хронологию», которую не критиковал только ленивый. Поэтому нужно быть аккуратным с научными теориями и всегда проверять информацию. 

Критерии научного познания

В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:

  • Объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта. Данный принцип позволяет исследователю отделить личное субъективное представление от исследуемого объекта, оставив лишь объективные знания о нем.
  • Системность —  упорядоченность познавательного процесса, его четкую последовательность и системность.
  • Принцип воспроизводимости позволяет исследователю повторять (т.е. воспроизводить) каждую стадию процесса познания совместно с другими исследователями, получая при этом аналогичные (либо максимально схожие и не входящие в противоречия с полученными им ранее) результаты. Указанный принцип является своеобразной проверкой знаний на достоверность.

Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

  1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
  2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
  3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Что не следует брать в качестве научной основы исследования?

Сведения, которые берутся учеными в качестве научной основы собственного исследования, должны отвечать критериям научного знания. Существует фундаментальная наука, которая дает «пищу» для всех прикладных наук, и это тоже следует учитывать в выполнении научного исследования.

Когда я сама защищала кандидатскую диссертацию в Москве (2008 г.), я проживала с аспиранткой, которая рассказала мне о ситуации, случившейся у её знакомых (начинающих ученых) на предзащите. Один из присутствующих, когда в докладе была озвучена теоретическая основа, подошел и выхватил доклад из рук, разорвал его, бросил на пол и начал при всех его топтать. Можно себе представить, что докладчик при этом просто впал состояние шока. Разумеется, с таким финалом предзащита не прошла, и была назначена детальная экспертиза.

Дело в том, что существуют и абсолютно не научные публикации (лженаука), и публикации в научных журналах, которые выполнили интернет-тролли для того, чтобы проверить и снизить репутацию и статус научного журнала. Чего стоит только скандал со статьей «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованной в 2008 году как результат машинного перевода.

Понятно, что для докладчика и так большой стресс – выступление перед членами диссертационного совета, ведь все они имеют большой авторитет в науке, но использовать свою осведомленность о трудах и заслугах членов комиссии, чтобы «задобрить» их, крайне не рекомендуется. Особенно не следует указывать их труды в качестве «научной основы», если эти работы имеют отдаленное отношение к теме исследования. Все это «шито белыми нитками», и скорее произведет обратный эффект, чем приведет к одобрению вашей научной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector