Задание 2 по русскому языку егэ 2022: теория

Содержание:

Критерии оценивания ответа на задание 27

I. Содержание сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста

  • 1  балл. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

  • 5 баллов. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.  Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 4 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
  • 3  балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 2 балла. Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.
  • 1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.
  • 0 баллов. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или
    проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария  цитируется большой фрагмент исходного текста.

К3 Отражение позиции автора исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
  • 0 баллов. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, илипозиция автора исходного текста не сформулирована.

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

  •  1  балл. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, илиразмышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

Новый критерий в задании № 27

Что изменилось

За сочинение сейчас можно получить до 25 первичных баллов. Максимальное количество баллов за содержательную часть дадут при условии выполнения всех требований:

Указанная смысловая связь и её анализ не будут засчитаны, если не засчитывается хотя бы один из примеров. Такое может быть из-за фактической ошибки или в случае, когда пример не соответствует сформулированной проблеме.

Если выпускник пишет: «Эти примеры противопоставлены друг другу», — это указание смысловой связи. Теперь необходимо проанализировать и пояснить, с какой целью автор приводит примеры, к какой мысли читатель должен прийти на основе этого противопоставления. Например, в тексте противопоставлено поведение двух героев в экстремальной ситуации: один стремится выполнить свой долг до конца, другой думает только о своих интересах, о личной выгоде. Таким образом, автор показывает, что люди могут вести себя совершенно по-разному в одних и тех же обстоятельствах. Это и будет анализ смысловой связи.

Как научиться анализировать смысловую связь

Определение смысловой связи хорошо знакомо выпускникам. Вспомните, как строится сложноподчинённое предложение в русском языке. Есть придаточное причины, цели, следствия — всё это мы можем увидеть и в связи примеров. В бессоюзном сложном предложении вторая часть либо поясняет первую, либо является следствием, либо части противопоставлены. Аналогичным образом можно определить отношения между примерами в комментарии.

Структура ЕГЭ по русскому

ЕГЭ по русскому языку традиционно состоит из двух частей.

  1. Первые 26 заданий с кратким ответом, которые рассматривают все области школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности. Заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 3.
  2. Вторая часть — это сочинение-рассуждение, оно показывает умение ученика делать выводы на основе исходного текста.

Более детально специфика заданий ЕГЭ по русскому языку обозначена в таблице баллов:

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Б 1
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Б 1
Задание 3. Лексическое значение слова Б 1
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) Б 1
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) Б 1
Задание 6. Лексические нормы Б 1
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) Б 1
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Б 5
Задание 9. Правописание корней Б 1
Задание 10. Правописание приставок Б 1
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Б 1
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Б 1
Задание 13. Правописание НЕ и НИ Б 1
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов Б 1
Задание 15. Правописание -Н- и -ННв различных частях речи Б 1
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Б 2
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Б 1
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Б 1
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Б 1
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Б 1
Задание 21. Пунктуационный анализ Б 1
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Б 1
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи Б 1
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Б 1
Задание 25. Средства связи предложений в тексте П 1
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности П 4
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации П 25

Подробный разбор каждого задания с примером выполнения Вы найдете здесь.

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

В аудитории

До начала экзамена организаторы распечатывают контрольно-измерительные материалы на каждого участника, раздают их выпускникам. Затем проводится инструктаж по правилам поведения во время экзамена. Экзамен начинается с того момента, когда все участники заполнят бланки. Время начала и время окончания фиксируются на доске. Выпускники приступают к выполнению заданий. Разговаривать с другими участниками запрещается, как и нельзя передвигаться по аудитории. Помните, что вы имеете право выти из аудитории по разрешению организатора. За 30 минут, а затем за 5 до окончания экзамена организаторы напоминают о времени окончания испытания. Этим не стоит пренебрегать, иначе можно не успеть записать ответы в бланк.

Правописание приставок

Неизменяемые приставки

о- обежать, остановка, одуматься
у- увести, убежал, успокоиться
до- дожить, дойти, доставка
по- побежать, подворье, посмотреть
про- прокатить, пробел, просмотр
пра- «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- нападки, накрыть, надавить
за- закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-) надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-) подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-) отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-) облететь, обтереть, обойти
в- (во-) вдоволь, вверх, вовлечь
вы- вылавливать, выход, выстоять
с- (со-) сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-)
дез- дезинформировать
контр- контраргумент
транс- трансатлантический
пост- постмодернизм
суб- субкультура
супер- супергерой
пан- панъевропейский
пред- (предо-) пере-

предпочтение, предрешать, предостеречь

перерыв, перелить, перекос

Изменяемые приставки

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

  • без-/бес- безработный, бессмертный
  • раз-/рас- разрозненный, распустить
  • воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
  • из-/ис- избежать, испуг
  • низ-/нис- низвергать, нисходить
  • через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Значения приставки ПРЕ: значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный

значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда

Слова которые нужно запомнить беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь, пренебрежение знаки препинания преподнести Значения приставки ПРИ: «приближение» Например: приходить, приезжать. «присоединение» Например: пришить, приклеить. «недодействие» Например: прикрыть, присесть. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный. Слова которые нужно запомнить: прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения

рас-/рос (раз-/роз-)

  • Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
  • Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например: роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной

  • Решай задание 10 по русскому языку с ответами
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Досрочный, основной и дополнительный периоды

Как и в 9 классе, в 11 выпускники сдают экзамены в три периода: досрочный, основной и дополнительный. 

Досрочный период начинается в конце марта и завершается в апреле. Участвовать в нем не может каждый, желающий пораньше сбросить с плеч груз ЕГЭ.

В досрочном имеют право участвовать те, кто: 

  • Не может участвовать в основной волне по состоянию здоровья (есть справка);
  • Сдавал ЕГЭ несколько лет назад, и результат недействителен (прошло более 5 лет);
  • Обучался в вечерней школе или за границей;
  • Закончил школьный курс обучения экстерном;
  • Если на время основного периода запланировано участие в мероприятиях международного формата;
  • Собирается переезжать за границу для дальнейшего обучения.

Основной период приходится на июнь. В нем участвует большая часть выпускников. Самая массовая волна ЕГЭ собирает в пунктах проведения экзаменов выпускников всей страны. В жаркий летний период, когда уже завершился учебный год, легче настроиться на экзамен, ведь уже ничего не отвлекает к подготовке к конкретному предмету. Разница между экзаменами обычно составляет от трех дней. За это время можно повторить то, что было оставлено на потом, и отдохнуть.

Дополнительный период предназначен для тех, кто не сдал экзамены в основной. Он приходится на сентябрь. Но лучше не попадать на этот период, ведь шансы поступить в текущем учебном году сведутся к нулю: приемная комиссия завершается в августе. Но если этого не избежать, не расстраивайтесь. С результатами этого года вы также спокойно можете поступить и в следующем.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Ожидание результатов

Результаты экзамена станут доступны в установленные сроки на специальном ресурсе, посвященном ЕГЭ. Посмотреть их выпускник может самостоятельно. Если вы отслеживали свои результаты итогового декабрьского сочинения, то вы знакомы с системой получения результатов. Следует лишь в специальные поля на сайте ввести свои фамилию, имя и отчество, указать номер паспорта и выбрать свой регион из выпадающего списка. При правильности указанных данных происходит перенаправление на страницу выпускника. Там вы увидите все доступные результаты по сдаваемым предметам, включая результаты сочинения. 

В строке, посвященной русскому языку, вы сможете найти не только общее количество баллов, но и отсканированный бланк сочинения. Это позволит оценить выставленные за него баллы и в случае несогласия подать апелляцию.

Также результаты экзаменов можно узнать в своей школе у завуча или учителя-предметника (в нашем случае это учитель русского языка). Там же вам помогут и с апелляцией, если в ней есть необходимость.

Примерно так все и пройдет в день проведения экзаменов. Надеемся,  вы помните, что русский язык в расписании находится в числе первых. А если вы не выбирали ничего кроме обязательных экзаменов, то именно с русского языка и начнется ваша экзаменационная компания. Тогда вам точно не помешают знания процедуры проведения ЕГЭ. Мы работаем, чтобы вам было спокойнее на этом волнительном испытании. Пусть вас сопровождает успех на всех экзаменах!

Исключения в слитном и раздельном написании слов

Слитное и раздельное написание слов проверяется в задании №13 и №14. Если в первом номере интересно правописание НЕ и НИ с различными частями речи, то в №14 проверяется правописание всех слов.

Слова-исключения в русском языке, необходимые для задания №13, — это наречия меры и степени и слова, усиливающие отрицание. Что касается первых, слово, идущее после таких наречий, пишется с НЕ слитно, а сами наречия с НЕ пишутся раздельно: абсолютно неприятен, но! не абсолютно приятен. После слов, усиливающих отрицание, НЕ пишется раздельно: далеко не приятен.

Однако есть и другие слова-исключения в русском языке, требующиеся для выполнения задания №14. Проще всего их запомнить через устойчивые выражения:

↑ Практика ЕГЭ

Практика ЕГЭ Отработка заданий ЕГЭ.

Баллы ЕГЭ Таблица перевода баллов ЕГЭ по русскому языку

Пробный ЕГЭ Пройти пробный ЕГЭ с проверкой сочинения

Задание 2 Самостоятельно подобрать средство связи.

  • 1 Задания 1-3. Главная информация, содержащаяся в тексте, средства связи предложений, лексическое значение слова. 2 Задание 4. Орфоэпия (нормы ударения). 3 Задания 5-6. Лексические нормы 4 Задание 7-8. Грамматические нормы 5 Задания 9-15. Орфография ЕГЭ. 6 Задания 16-21. Пунктуация ЕГЭ. 7 Задания 22-25. Анализ текста. Содержание текста, типы речи, значение слов, средства связи предложений. 8 Задание 26. Средства выразительности речи. 9 Задание 27. Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020. 10 Практика ЕГЭ

Чек лист Навигатор ЕГЭ 2021

Задание 1 Найти главную информацию, содержащуюся в тексте.

Задание 2 Самостоятельно подобрать средство связи.

Задание 3 Определить лексическое значение слова.

Задание 20 Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Грамматические нормы.

24.01.2019 9:46:21

2019-01-24 09:46:21

Шпаргалки к сочинению в ЕГЭ

Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ.

Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда.

140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

  • Математика Русский Физика Общест-е География Химия Биология История Литература Информатика Английский Немецкий Французский Испанский
  • ОГЭ Поиск Сочинение Пробники Видеоуроки Новости Шкала ЕГЭ Демоверсии Новое Общее Образование ВПР-11 Профессии
Соц. сети — ВК, Tg.

Если нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда.

Шпаргалки к сочинению в ЕГЭ

Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ.

Взамен вы получите доступ к чек-листам и отключение рекламы на сайте навсегда.

140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

  • Математика Русский Физика Общест-е География Химия Биология История Литература Информатика Английский Немецкий Французский Испанский
  • ОГЭ Поиск Сочинение Пробники Видеоуроки Новости Шкала ЕГЭ Демоверсии Новое Общее Образование ВПР-11 Профессии
Соц. сети — ВК, Tg.

Если нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

140 рублей. Платёж разовый, не подписка. Сначала необходимо авторизоваться.

Соц. сети — ВК, Tg.

Вы можете перейти в VIP группу и поддержать развитие проекта 4ЕГЭ.

02.06.2018 11:12:05

2018-06-02 11:12:05

02.06.2018 11:12:05

2018-06-02 11:12:05

I.

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:
о- : обежать, остановка, одуматься
у- : увести, убежал, успокоиться
до- : дожить, дойти, доставка
по- : побежать, подворье, посмотреть
про- : прокатить, пробел, просмотр
пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- : нападки, накрыть, надавить
за- : закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
вы- : вылавливать, выход, выстоять
пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
пере-: перерыв, перелить, перекос
с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

дез- : дезинформировать
контр- : контраргумент
транс- : трансатлантический
пост- : постмодернизм
суб- : субкультура
супер- : супергерой
пан- : панъевропейский

Сложности и изменения в задании № 9

Что изменилось

Раньше было 5 рядов: в каждом по три слова с пропущенными буквами. В этом году пропусков в словах нет, все они написаны правильно. От выпускника требуется определить ряды слов, в которых содержится либо проверяемая, либо непроверяемая, либо чередующаяся гласная в корне. Если раньше пропущенная буква ясно указывала на корень, то теперь выпускнику нужно самостоятельно выполнить морфемный анализ.

Первая сложность

Основная сложность задания № 9 в том, что оно проверяет не сформированный навык грамотного письма, а только начальный этап: определение типа орфограммы. У большинства школьников за годы обучения в среднем и старшем звене написание слов дошло до автоматизма. В ЕГЭ нужно будет вернуться назад и вспомнить, какая в слове орфограмма: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная.

Вторая сложность

В корне слова может быть несколько безударных гласных. Например, «систематизировать»: первая — непроверяемая, вторую проверим однокоренным «сист ема». Возникает вопрос, к какой категории относить это слово. Его можно указать как правильный вариант и в ряду с проверяемыми гласными, и в ряду с непроверяемыми. Здесь нужно быть внимательным, чтобы ничего не упустить.

Третья сложность

В задании могут встретиться омонимичные корни с чередованием и без:

покосился — косо — с проверяемой гласной,

прикоснулся — прикасался — с чередующейся.

В русском языке таких примеров немало.

Четвёртая сложность

Иногда написание слова мы можем объяснить этимологически. Например, «обаятельный» происходит от глагола «баять», поэтому в корне пишется буква «а». Однако такой анализ не работает при выполнении задания № 9: с точки зрения современного русского языка «обаятельный» и «баять» не родственники. Тот, кто углублённо занимается словесностью, знает множество подобных примеров, и на экзамене такая осведомлённость может обернуться неверным ответом. Остаётся надеяться, что в КИМ встретятся только слова, которые прошли тщательную экспертизу и не допускают разных толкований.

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2021

↑ Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

на пОрты: пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д.на вОд: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОдна лОг: каталОг, диалОг, монолОг, НО: анАлог на мЕтр: киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтрна зЫв: созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия)на Яр: школЯр, столЯр,доЯр, малЯр

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ: бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4. СЛОГИ
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

↑ Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва

беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕекрасИва – красИвее

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4. СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

↑ Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

↑ Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог : зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ : нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Как быстро подготовиться к экзамену по русскому

Подготовиться за короткий срок можно, выучив только самые важные темы и активно решая тестовые задания по ним. Но помните, что со слабыми знаниями получить высокий балл на ЕГЭ крайне сложно.

Нужно распланировать обучение на оставшееся время до экзамена и строго следовать каждому пункту, а лучше позаниматься с преподавателем, наняв репетитора или записавшись на онлайн-курсы — тогда быстрая подготовка будет качественной.

Достаточно ли 2 месяцев на эффективную подготовку

За два месяца эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ получится, но на высокий балл рассчитывать не стоит. Например, минимальная продолжительность онлайн-курсов по русскому — 3 месяца. Уроки можно смотреть в записи и заниматься хотя бы через день — тогда вы быстрее освоите школьную программу.

В онлайн-школах обучают опытные преподаватели. Они подробно разбирают все темы, которые вы изучали с 5 по 11 класс. Учитель также даст полезные советы, как избавиться от страха и волнений на экзамене. На дистанционном курсе вы успеете сдать пробный ЕГЭ и будете знать, на какой балл можно рассчитывать во время экзамене.

Что можно успеть выучить за неделю

Ударения. Не нужно заучивать все. Специалисты по ЕГЭ подготовили для школьников сборник с теми словами, которые входят в экзамен — его можно посмотреть на сайте ФИПИ.
Паронимы. Перечень нужных слов также есть на сайте ФИПИ.
Лексические нормы

Важно знать, как убирать из словосочетания или предложения ненужные слова, которые не несут смысла, делают выражение некорректным.
Морфология. Изучите, как правильно образовывать формы слов.
Синтаксис

Подразумевает правильно построение предложений и словосочетаний, соблюдение порядка слов.
Орфография. Нужно разобраться с правильным написанием слов, чередующихся корней, приставок, суффиксов, а также знать все глаголы-исключения, отличать отглагольное прилагательное от причастия.
Пунктуация. Сложная часть русского языка, но на экзамене играет значимую роль. Изучите правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах. Не забудьте разобраться, где уместно ставить тире, дефис и двоеточие.
Типы речи. Выучите всю классификацию, научитесь анализировать текст.
Языковые средства выразительности. Вспомните все существующие средства, к примеру, метонимию, синекдоху, оксюморон.

За одну-две недели эти темы русского языка можно вспомнить, если есть хороший багаж знаний. Если с этой дисциплиной у вас большие трудности, повторите только те правила, задания по которым дают максимальные баллы на ЕГЭ.

Реально ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за 1 день или ночь

Начать готовиться за один день или ночь до экзамена — не самая лучшая идея. Вы можете повторить основные правила, но рекомендуется выделить на это хотя бы 2-3 дня.

Что делать, если до экзамена остался час

Не стоит искать чудо-способы, как подготовиться к ЕГЭ по русскому за час. Это нереально. Если вы начнете второпях пересматривать все темы, только больше запутаетесь и будете паниковать. Успокойтесь и идите на экзамен, где уже по ходу выполнения заданий постарайтесь вспомнить правила.

Исключения в приставках

Правописание приставок проверяется в задании №10. Ошибки происходят в основном из-за нескольких нюансов.

Первый и наиболее важный из них — это корни, начинающиеся с -и-, после приставок. Гласная -и- после русских приставок меняется на -ы-: например, имя — безымянный. Исключение — глагол «взимать».

Второй нюанс — это правописание приставок пра- и про-. Приставка пра- имеет значение древности или родственности, во всех остальных случаях пришется приставка про-. Сложности могут возникнуть со словом «прообраз». На экзамене в нем всегда употребляется приставка про-.

Третий нюанс — это такие слова-исключения в русском языке, как омофоны с приставками пре- и при-. Правописание таких приставок проверяется исключительно значением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector