Задание 9 по русскому языку егэ 2022: теория

Содержание:

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

PĀRTA

Сайт:; https://vk.comСтоимость: пробный урок — бесплатно, от 2990 р./мес.

Немного о Парте:

  • Выпустили 42-стобалльника и 469 учеников на 90+ баллов в 2020 году (и это только по русскому языку)
  • Бесплатный вебинар каждую среду и воскресенье (тестовая часть и сочинение)
  • Сотрудничаем с экспертом по подготовке к ЕГЭ
  • Объясняем сложное простым языком

Подготовка к ЕГЭ с нуля до высшего балла проводится в формате мастер-группы под четким наблюдением команды PARTA.

Преподаватель и куратор – те специалисты, которые сдали ЕГЭ на высший балл. Они готовы помочь каждому добиться отличного результата.

Мастер-группа включает в себя:

  • 16 занятий в месяц по 1,5-2 часа
  • Домашнюю работу с проверкой в режиме реального времени и детальным разбором ошибок
  • Личного ментора, который будет мотивировать и решать любые вопросы в процессе обучения
  • Беседу с учениками по всей России, которые тоже настроены на высокие баллы
  • Входной тест, чтобы ты понял свой текущий уровень
  • Скрипты и конспекты
  • Авторские документы от преподавателей

Занятия проводятся на 3 тарифах:

  • ЛАЙТ: включает все, что входит в мастер-группу
  • МЕДИУМ: тариф Лайт + Вебинар с экспертом ЕГЭ, курс экстра-повторение, зачёт и пробник
  • ХАРД: тариф Медиум + Банк заданий, секретный канал с твоим преподавателем в Telegram, система жизней

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки
Пример ошибки
Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами
«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»
«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами
«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»
«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения
«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»
«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных
«Двое тигров охотились на антилоп»
«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью
«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»
«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами
«Наука опирается и изучает законы природы»
«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением
Я читаю книгу «Войну и мир»
Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
«Те, кто умеют ждать, достигают цели»
«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
«Он берёт косу и пошёл на луг»
«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №9–15

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения (план работы):

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
  3. Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?

Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием

Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста

Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование

Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться

Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания

↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ

Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемымБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) ошибка в построении предложения с однородными членамиГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.
 А  Б  В  Г  Д
         

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:

  • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.

  • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается). 

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2017 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2018 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2019 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений

Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку

Изменения в Задании №16

Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.

Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:

  • в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
  • во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
  • в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
  • в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
  • в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».

Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.

Изменения в ЕГЭ по русскому 2022

По сути, серьезные изменения коснулись только одного задания — первого.

Раньше необходимо было провести анализ содержания короткого текста. Теперь нужно провести стилистический анализ текста. Это было в перспективной модели, мы это предполагали.

Стоит обратить внимание на сам текст. Теперь он не такой маленький

В демоверсии текст на три абзаца, по размеру — как изложение ОГЭ. В демоверсии представлен публицистический текст. Предполагаю, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Задания 2 и 3 в этом блоке остались такими же: нужно верно подобрать и записать средство связи в представленном тексте (задание 2) и поработать со словарной статьей (задание 3).

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь это задание намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание проверяло в 99% случаев запятые в сложноподчиненных с придаточными определительными, только одна ловушка. Теперь — это весь объем и масса красоты и хитросплетения придаточных.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочиненное теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию. За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Что нового в сочинении?

Волновавший многих вопрос по сочинению — все осталось на своих местах. Оценивание К8 (пунктуация), как и обещали, сделали чуть строже. Раньше можно было получить 2 балла за три пунктуационные ошибки. Теперь за это количество ошибок — 1 балл. Теперь схема оценивания такая:

  • нет или 1 негрубая ошибка = 3 балла (максимальный результат)
  • 1-2 ошибки = 2 балла
  • 3-4 ошибки = 1 балл
  • более 5 = 0 баллов

Таким образом, изменения ЕГЭ по русскому 2022 года не стали шоком, как это было в прошлые года

Но некоторые мелочи все же поменялись, и на них обязательно стоит обратить внимание. Представьте: вы пропустили всего одну запятую — и потеряли целый балл! А на экзамене каждый балл на вес золота.В MAXIMUM Education всегда актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ

За это отвечает Департамент исследований и разработок: там ежегодно анализируют каждую новую формулировку от ФИПИ и обновляют наши учебники. А затем по ним с учениками работаю я. Мы тренируем пунктуацию и учимся писать сочинения так, чтобы эксперты ЕГЭ ставили за них только высший балл Хотите так же? Добро пожаловать на мои занятия!

Критерии оценивания ответа на задание 27

I. Содержание сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста

  • 1  балл. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

  • 5 баллов. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.  Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 4 балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
  • 3  балла. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
  • 2 балла. Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.
  • 1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение.
  • 0 баллов. Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, или
    проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария  цитируется большой фрагмент исходного текста.

К3 Отражение позиции автора исходного текста

  • 1 балл. Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
  • 0 баллов. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, илипозиция автора исходного текста не сформулирована.

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

  •  1  балл. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его.
  • 0 баллов. Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, илиразмышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.

Виды сложных предложений:

  1. Союзные
  2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
  3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую
  1. между простыми предложениями, входящими в состав сложного
  2. при использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
  3. между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
Не ставим запятую
  1. между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так.
  2. если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не.
  3. если придаточную часть составляет одно союзное слово.
  4. перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно.
  5. перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях

Запятую ставим

между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что: Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Выводы:

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ

Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире? Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»? Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи. Сочинительные союзы: и, а, но, да

Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

  • Решай задание 20 по русскому языку с ответами.
  • и задания по русскому языку. 

Смотри также:

Знаки препинания:

  • в сложноподчиненном предложении
  • в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
  • при обособленных определениях и обстоятельствах
  • в предложениях с вводными словами

1-3

Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.

В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.

В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.

В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector