Задание 4. орфоэпические нормы (постановка ударения). егэ 2022 по русскому языку

Содержание:

Бесплатно

Stepik

Сайт: https://stepik.org

На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.

В курсе есть:

  • Теория по каждому заданию отдельно
  • Лёгкие задания на проверку усвоения теории
  • Сложные задания-ловушки
  • Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)

Всего:

  • 125 уроков
  • 13 часов видео
  • 845 тестов

Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.

Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:

«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).

Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.

В курс входят:

  • 25 уроков
  • 208 тестов

В курс входят:

  • 10 уроков
  • 53 теста

ЕГЭ.рф

Сайт: https://егэ.рф

На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.

При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.

По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.

«4ЕГЭ»

Сайт: https://4ege.ru

На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:

  • Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
  • Написанию сочинения
  • Типичным ошибкам
  • Обзору изменений в экзамене
    и т.д.

Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.

«Синергия»

Сайт: https://synergy.ru

На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:

  • Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
  • Теория по отдельным типам заданий
  • Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
  • Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
  • Официальная информация и новости

Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.

«РешуЕГЭ»

Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru

На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.

Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.

Здесь собраны следующие материалы:

  • Темы
  • Структура
  • Клише
  • Советы
  • Шпаргалка

Яндекс.Репетитор

Сайт: https://yandex.ru

На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.

Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.

«Ясно Ясно ЕГЭ»

Сайт: https://www.youtube.com

Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.

Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.

«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»

Сайт: https://www.youtube.com

Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».

Здесь ты сможешь:

  • Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
  • Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке

«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»

Сайт: https://www.youtube.com

На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:

  • Разборы тестовой части экзамена
  • Советы и правила написания сочинения

Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).

II.

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

без-/бес- безработный, бессмертный
раз-/рас- разрозненный, распустить
воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
из-/ис- избежать, испуг
низ-/нис- низвергать, нисходить
через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.

б) Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением… — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

III.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
Например: контрИгра, трансИндийский, панИсламизм, суперИдея.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня. Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

2. Выбор Ъ после приставок.

После приставок, оканчивающихся на согласный, пишется Ъ перед гласными корня Е, Ё, Ю, Я.
Например: сЪехать, подЪём, подЪюбник, разЪярённый.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

Например: адЪютант, инЪекция, конЪюнктура, обЪект, субЪект, трансЪевропейский, панЪевропейский, конЪюнктивит

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Приставочные

(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)

  • Вдох — вздох
  • Выбирая — избирая
  • Выдача — отдача — передача — раздача
  • Выплата — оплата — плата — уплата
  • Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить
  • Вырастить — нарастить — отрастить
  • Выращивание — наращивание — отращивание
  • Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить
  • Занизить — понизить — снизить
  • Заплатить — оплатить
  • Заполнить — наполнить — переполнить
  • Заполнен — наполнен — переполнен
  • Надеть — одеть
  • Напоминание — упоминание
  • Обрывок — отрывок
  • Обхватить — охватить
  • Ограничить — отграничить — разграничить
  • Оклик — отклик Отклонение — уклонение
  • Отклоняться — уклоняться
  • Отличать(-ся) — различать(-ся)
  • Отличие — различие
  • Перетерпеть — претерпеть
  • Предоставить — представить

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

ЕГЭ: ударение в глаголах

В двусложных глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание -А. Место ударения сохраняется и при добавлении приставки и/или постфикса -СЬ.

  • бралА – бралАсь — добралА – убралА —  добралАсь
  • былА – отбылА — прибылА
  • взялА — взялАсь
  • вралА — навралА
  • гналА – гналАсь — обогналА
  • далА – отдалА
  • дралА — ободралА
  • ждалА – дождалАсь
  • звалА —  позвалА — отозвалА – отозвалАсь — назвалАсь
  • заперлА — заперлАсь
  • лилА – полилА – налилА – перелилА —лилАсь – влилАсь – облилАсь                          
  • лгалА  — солгалА
  • началА
  • рвалА – сорвалА — нарвалА — рвалАсь  — ворвалАсь  —  надорвалАсь
  • создалА  — воссоздалА
  • снялА  —  занялА  — понялА  — принялА  —  воспринялА – обнялАсь

НО

  • клАла                                                                    
  • крАла – укрАла                                                     
  • крАлась  — подкрАлась                                                                   
  • слАла  —  послАла                                  
  • стлАла — застлАла

В глаголах будущего времени 2 и 3 лица ударение падает на последний слог, как в инфинитиве.

  • включИшь – включИт — включИть
  • вручИшь – вручИт — вручИть
  • наделИшь – наделИт — наделИть
  • накренИшь – накренИт — накренИть
  • насорИшь – насорИт — насорИть
  • облегчИшь – облегчИт — облегчИть
  • ободрИшь – ободрИт — ободрИть
  • обострИшь – обострИт — обострИть
  • одолжИшь – одолжИт — одолжИть
  • окружИшь – окружИт — окружИть
  • повторИшь – повторИт – повторИть сверлИшь – сверлИт – сверлИть
  • сорИшь – сорИт — сорИть
  • щемИшь – щемИт — щемИть
  • убыстрИшь – убыстрИт — убыстрИть
  • углубИшь – углубИт — углубИть
  • укрепИшь – укрепИт — укрепИть

В глаголах на -ировАть  ударение падает на последний слог, кроме дозИровать.

  • опломбировАть
  • нормировАть
  • сортировАть
  • премировАть

В глаголах с корнем -звон- ударение падает на окончание: звонИм, звонИшь, звонИт, обзвонИт, перезвонИт, дозвонИтся, дозвонЯтся, позвонИте.

Ударение неподвижное (не меняет место в разных формах) в следующих глаголах:

  • закУпорить (=кУпор, т.е. штопор)
  • исчЕрпать (=чЕрпать)
  • принУдить  (=нУдный)
  • опОшлить  (=пОшлый)
  • озлОбить  (=злОба)
  • оклЕить  (=клЕй)
  • освЕдомишься  (= вЕдать, в т. ч. вероисповЕдание)
  • щЁлкать (=защЁлка)                              
  • плодоносИть (=носИть)

Деепричастия 

Ударение в деепричастиях такое же, как в глаголах, от которых они образованы.

  • начАв (от начАть)
  • начАвшись (от начАться)
  • отдАв (от отдАть)
  • поднЯв (от поднЯть)
  • понЯв (от понЯть)
  • прибЫв (от прибЫть)
  • закУпорив (от закУпорить)

Причастия 

  • включЁнный — включЁн
  • низведЁнный — низведЁн
  • довезЁнный — довезЁн
  • заселЁнный — заселЁн
  • ободрЁнный — ободрЁн
  • приручЁнный — приручЁн
  • обострЁнный — обострЁн
  • определЁнный — определЁн
  • отключЁнный — отключЁн
  • повторЁнный — повторЁн
  • поделЁнный — поделЁн

В кратких причастиях женского рода ударение падает на окончание -А.

  • занятА
  • запертА
  • заселенА
  • нажитА
  • налитА
  • ободренА
  • снятА

В причастиях с суффиксом -АЩ-, -ЯЩ-  ударение падает на суффикс.

  • кормЯщий
  • кровоточАщий
  • молЯщий

В причастиях с суффиксом -ВШ- ударение падает на гласную, стоящую  перед этим суффиксом.

  • нажИвший
  • нанЯвшийся
  • начАвший
  • налИвший
  • понЯвший
  • прожИвший

В причастиях с суффиксом -Т- ударение падает на первый слог.

  • зАгнутый 
  • сОгнутый
  • нАжитый
  • нАчатый
  • прИнятый

В словах, образованных от глагола «баловАться», ударение на корень  -бал- не падает! Кроме слова бАловень.     

  • балОванный
  • избалОванный
  • балУясь
  • баловАть (-ся)

ЕГЭ: ударение в наречиях 

В наречиях с приставкой ДО- ударение падает на приставку, кроме наречий донЕльзя и добелА.

  • дОверху
  • дОнизу
  • дОсуха

В наречиях с приставкой ЗА- ударение падает на приставку, кроме наречия  завИдно.

  • зАгодя
  • зАсветло
  • зАтемно

И ещё наречия, которые могут быть на экзамене:

  • навЕрх (= вЕрх)
  • надОлго — ненадОлго  (=долго)
  • вОвремя

Корни с чередующимися гласными

Правило Примеры / Исключения
Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-
Без ударения пишется буква -о-
  • Примеры: загАр – загОрать, клАняться – поклОнение, твОрение
  • Исключения: выгАрки, изгАрь, пригАрь, утвАрь
Корни -зор-/-зар-
Под ударением пишется -о- Без ударения пишется -а-
Корни -плав-/-плов-
Корень -плав- пишется во всех случаях
  • Примеры: поплАвок, плАвучий
  • Исключения: пловец, пловчиха, плывуны
Корни –лаг-/-лож
Перед -ж- пишется -о- перед -г- пишется -а-
  • Примеры: полОжить – полАгать; прилОжение – прилАгательное
  • Исключения: полОг, подлОг
Корни -раст- / -ращ- / -рос-
Перед -ст- и -щ- пишется -а- В противном случае пишется -о-
  • Примеры: вырАсти – вырАщу – вырОс
  • Исключения: рОсток, РОстов, рОстовщик, РОстислав, на вырОст, отрАсль
Корни -кас- / -кос-
В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н- В противном случае пишется -а-
Корни -скак- / -скоч-
Перед -к- пишется -а-, перед -ч- пишется -о-
  • Примеры: скАкать – вскОчил
  • Исключения: скачу, скачи, скачок (образованы от глагола скакать)
Корни -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -блист-/-блест-, -чит-/-чет-
С суффиксом –а- пишется –и-
  • Примеры: собИрать, обдИрать, замИрать, обтИрать, запИрать, выжИгать, расстИлать, блИстать, вычИтать
  • Исключения: сочетать, сочетание, чета
В остальных случаях пишем -е-
  • Примеры: собЕрет, обдЕрет, замЕреть, обтЕреть, запЕреть, выжЕг, расстЕлить, блЕстеть, вычЕт
  • Исключения: сочетать, сочетание, чета
Корни -мок-,-моч-, -мак-
-мок-,-моч-: в словах со значением «(не)пропускать жидкость; менять свои качества при взаимодействии с водой»-мак-: в словах со значением «погружать в жидкость»
Корни -равн-/-ровн-
-равн-: пишется в словах со значением «равный, наравне, одинаковый»-ровн-: пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный»
  • Примеры: подрАвнять ( т.е. сделать равным) урАвнение заровнять
  • Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Алгоритм

А теперь тот самый алгоритм, который позволит вам без проблем решать 4 задание ОГЭ по русскому.

Выписываем главное слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ!

А теперь самое интересное.

Шаг 3

Трансформируем зависимое слово в нужную нам часть речи.

Если нас просят заменить связь на согласование, превращаем наше слово в прилагательное (какой? какая?).

Просят управление – ставим существительное (кто?что?).

Просят примыкание – превращаем в наречие (как?)

Итого:

  • согласование – прилагательное
  • управление – существительное
  • примыкание – наречие

 Важно! Порядок главного и зависимого слова может измениться:

родительский дом – дом родителей

Важно! Если мы работаем с управлением, может добавиться/пропасть предлог:

кожаная куртка – куртка из кожи

Причастия

  • включЁнный — включЁн
  • низведЁнный — низведЁн
  • довезЁнный — довезЁн
  • заселЁнный — заселЁн
  • ободрЁнный — ободрЁн
  • приручЁнный — приручЁн
  • обострЁнный — обострЁн
  • определЁнный — определЁн
  • отключЁнный — отключЁн
  • повторЁнный — повторЁн
  • поделЁнный — поделЁн

В кратких причастиях женского рода ударение падает на окончание -А.

  • занятА
  • запертА
  • заселенА
  • нажитА
  • налитА
  • ободренА
  • снятА

В причастиях с суффиксом -АЩ-, -ЯЩ-  ударение падает на суффикс.

  • кормЯщий
  • кровоточАщий
  • молЯщий

В причастиях с суффиксом -ВШ- ударение падает на гласную, стоящую  перед этим суффиксом.

  • нажИвший
  • нанЯвшийся
  • начАвший
  • налИвший
  • понЯвший
  • прожИвший

В причастиях с суффиксом -Т- ударение падает на первый слог.

  • зАгнутый 
  • сОгнутый
  • нАжитый
  • нАчатый
  • прИнятый

В словах, образованных от глагола «баловАться», ударение на корень  -бал- не падает! Кроме слова бАловень.     

  • балОванный
  • избалОванный
  • балУясь
  • баловАть (-ся)

ЕГЭ: ударение в существительных

Чтобы запомнить произношение существительных, рифмуем их с другими словами или фиксируем неподвижное ударение.

  • тОрты, тОртов (=шОрты, тОрт)
  • бАнты (=фАнты, бАнт)
  • бОроду (=смОлоду)
  • свЁкла (=ФЁкла)
  • знАчимость (=знАчить)
  • Иксы (=фИксы, Икс)
  • кОнусов (=бОнусов, кОнус)
  • крАны (=рАны, крАн)
  • пОручни (=сбОрочный)
  • срЕдства (=дЕтство)
  • стАтуя (=хвостАтая)
  • цЕнтнер (=цЕнт)
  • шАрфы (=у МАрфы, шАрф)
  • экспЕрт (=десЕрт)

  • дефИс (=нарцИсс)
  • досУг (=барсУк)
  • квартАл (=сверкАл)
  • корЫсть (=грЫзть)
  • кремЕнь, кремнЯ (=ремЕнь, ремнЯ)
  • лыжнЯ (=малышнЯ)
  • нарОст (=рОст)
  • недУг (=вдрУг)
  • цемЕнт (=момЕнт)
  • сирОты (= в рОте)

  • тамОжня (=мОжно)
  • цепОчка (у дОчки)
  • граждАнство (=прострАнство)
  • докумЕнт (=момЕнт)
  • еретИк (=велИк)
  • новостЕй (=у гостЕй)
  • договорЁнность  (=вовлечЁнность)

Фиксируем неподвижное ударение в следующих существительных:

  • аэропОрты (=пОрт)
  • бухгАлтеров (=бухгАлтер)
  • киломЕтр (=мЕтр)
  • лЕкторов (=лЕктор)
  • мЕстностей (=мЕстность)
  • намЕрение (=мЕра)
  • нОгтя   (=нОготь)
  • Отрочество (=Отрок)
  • придАное (=дАть)

Запомните, что в существительных французского происхождения  ударение падает на последний слог:

  • диспансЕр
  • партЕр
  • жалюзИ

В неодушевлённых существительных, оканчивающихся на -лог, ударение падает на последний слог (кроме анАлог).

  • каталОг
  • диалОг
  • монолОг
  • некролОг

В существительных, оканчивающихся на -зыв, ударение падает на последний слог. Ударение в существительном ОтзЫв зависит от контекста.

  • призЫв
  • созЫв
  • отзЫв (жалобы) НО Отзыв (на публикацию)

В сложных существительных, имеющих второй корень -вод, ударение падает на последний слог (на корень -вОд). Кроме электропрОвод.

  • мусоропровОд
  • газопровОд
  • нефтепровОд
  • водопровОд

В существительных на -яр ударение падает на последний слог.

  • столЯр
  • доЯр
  • школЯр

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

Суффиксальные

(смотрим на буквенные сочетания)

Н-ВЕНН

  • Бедный — бедственный
  • Безответны безответственный
  • Благодарный — благодарственный
  • Великий — величественный
  • Единичный — единственный
  • Искусный — искусственный

ЧЕСК-ЧН

  • Артистический — артистичный
  • Гармонический — гармоничный
  • Демократический — Демократичный
  • Дипломатичный — дипломатический
  • Драматический -драматичный
  • Иронический — ироничный
  • Микроскопический — микроскопичный
  • Органический — органичный
  • Практический — практичный
  • Публицистический — публицистичный
  • Романтический — романтичный
  • Сценический — сценичный
  • Технический — техничный
  • Фактический — фактичный
  • Хищнический — хищный
  • Экономический — экономичный — экономный
  • Эстетический — эстетичный
  • Этический — этичный

НН — СК

  • Враждебный — вражеский
  • Звериный — зверский
  • Жизненный — житейский
  • Зрительный — зрительский
  • Изобретательный — изобретательский
  • Популярный — популистский
  • Просвещенный — просветительский
  • Ритмичный — ритмический
  • Соседний — соседский
  • Конный — конский

ИСТ-Н

  • Болотистый — болотный
  • Глинистый — глиняный
  • Каменистый — каменный
  • Лесистый — лесной

Прил. на ТЕЛЬ

  • Благотворительный — благотворный
  • Сравнительный — сравнимый
  • Унизительный — униженный
  • Желательный — желанный
  • Длительный — длинный
  • Обвинительный — обвиненный
  • Представительный — представительский
  • Признательный — признанный

ТН

  • Высокий — высотный
  • Скрытый — скрытный

ОВОЙ — ЧН

  • Вековой — вечный
  • Звуковой — звучный

ОВАНН

  • Гарантированный — гарантийный
  • Лакированный — лаковый

ОСТН — Н

  • Личностный — личный
  • Целостный — цельный (целый)

Материал на — ЯН

  • Костный — костяной
  • Ледовый — ледяной

Существительные на — ОСТЬ

  • Выгода — выгодность
  • Наличие — наличность
  • Гордыня — гордость
  • Гуманизм — гуманность
  • Раздражение — раздражительность
  • Эффективность — эффектность
  • Сопротивление — сопротивляемость

ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)

  • Дождливый — дождевой
  • Доверчивый — доверительный
  • Неудачливый — неудачный
  • Памятливый — памятный
  • Удачливый — удачный
  • Продуктивный — продуктовый
  • Эффективный — эффектный
  • Пугливый — пуганый
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector