Технолог пищевого производства

Краткое описание

Инженер-технолог, работающий в рассматриваемой сфере, является техническим специалистом, который осуществляет контроль качества на всех этапах. Он проверяется исходное сырье, следит за соблюдением ГОСТов и прочих установленных норм, анализирует количество хорошей продукции, разрабатывает способы, направленные на снижение общей доли брака.

Инженеры-технологи востребованы на всех предприятиях, где для создания продукции используется мука и продукты из нее. Это компании по производству макарон, хлебобулочных изделий и другие. Для работы в рассматриваемом сегменте нужно получить высшее образование и пройти производственную практику.

История профессии

Ранее приготовление пищи считалось семейным делом, исключением были лишь рестораны и трактиры, где все контролировали их владельцы. При королевских кухнях и в богатых семьях задача следить за свежестью используемых продуктов и соблюдением процедуры приготовления блюд возлагалась на поваров. Также иногда нанимались специальные дегустаторы, впрочем, они больше нужны были для того, чтобы подстраховаться от возможного отравления.

Однако с развитием научной мысли, увеличением населения и изменением ритма жизни людей появилась потребность в большом количестве различных продуктов питания, которые массово изготовляются на производственных мощностях. Тогда же оформились профессии пищевой промышленности. В России пищевое производство составляет 14% от общего промышленного производства в стране.

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Курсы

Высшая школа поварского искусства

Высшая школа поварского искусства проводит курс: «Технолог-калькулятор общественного питания». Программа курса: 1. Введение в профессию (Должностные обязанности технолога-калькулятора; понятие технологии и технологических процессов в общественном питании; санитарные требования к хранению и кулинарной обработке продуктов; расчет сезонных отходов, виды разморозки; практические занятия в программе Store House). 2. Работа с документами (правильность оформления документов; акты списания; акты порчи; инвентаризационные ведомости; практические занятия в программе Store House). 3 Работа со сборником рецептур (технологические карты; калькуляционные карты; акты проработки; работа с таблицами; расчет сырья на полуфабрикаты и готовые блюда; потери при тепловой обработке, минимизация расходов).

МАЭО (Международная Академия Экспертизы и Оценки) (дистанционно, без отрыва от работы)

На этом курсе можно получить профессию техника-технолога по продукции общественного питания за 3 месяца и 10 000 руб — Одна из самых доступных цен в России; — Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца; — Обучение в полностью дистанционном формате; — Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!; — Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Средне-специальное образование

  • Московском кооперативном техникуме МСПК имени Г.Н. Альтшуля, Московская область, г. Мытищи. Факультет: Легкой и пищевой промышленности. Кафедра: Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Специальность: Технология продукции общественного питания
  • Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Вузы

Московский государственный университет пищевых производств

Технология продукции и организации общественного питания (Институт пищевых систем и здоровьесберегающих технологий)

Оренбургский государственный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Факультет прикладной биотехнологии и инженерии)

Тольяттинский государственный университет

Технология продукции и организация ресторанного дела (Институт химии и инженерной экологии)

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Технология и организация ресторанного сервиса (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ))

Тюменский индустриальный университет

Технология продукции и организация общественного питания (Институт дополнительного и дистанционного образования)

Европа

Мысли о Франции, Англии и Италии ассоциируются с богатым кулинарным наследием и благородными традициями. Европейские студенты учатся готовить, как триста лет назад, знают классические рецепты «высокой кухни», которые слабо подвержены современным тенденциям и нововведениям.

Золотой стандарт обучения шеф-поваров — французская кулинарная традиция. В Париже его поддерживает самая известная международная кулинарная академия «голубой ленты» Le Cordon Bleu.

Голубая лента

Когда мы говорим о европейских кулинарных традициях, в первую очередь, мы говорим о школах Le Cordon Bleu. Это одна из самых главных кулинарных школ мира родом из Франции. Здесь обучают и пропагандируют принципы классической французской кулинарии.

Сегодня школы Le Cordon Bleu открыты в в 35 странах. 18 школ в США, несколько в Азии, в Новой Зеландии и три в Европе. Все вместе выпускают 20 тысяч человек в год. Хотя не все студенты становятся профессионалами, кто-то учится просто чтобы уметь классно готовить.

Важно: филиалы в Париже, Лондоне и Оттаве находятся под управлением самой школой. Заведения в других городах открыты по франшизе, то есть просто покупают бренд, а работают сами

Типы кулинарных школ в Европе:

Школы коммерческого гостеприимства и управления ресторанами

Готовят профессионалов с международными дипломами и квалификацией, которую оценят в ресторанах по всему миру. Программы обучения формируют у студентов навыки приготовления и презентации еды, знакомят с гастрономией à la carte, кондитерским делом, а также управлением кухней. Учатся от одного семестра до двух-трех лет, много практикуются, стажируются у именитых шефов.

Что важно для будущих шеф-поваров, в Европе много внимания уделяют развитию коммуникативных и управленческих навыков, лидерских качеств, умению работать в команде. В рамках обучения можно взять курс менеджмента и управления бизнесом

Этот опыт выведет на новые карьерные вершины.

Например: школа Гостиничного Бизнеса BHMS в Швейцарии.

Коммерческие школы кулинарного искусства, которые дают дипломы о высшем образовании

Тоже дают международные дипломы повара, су-шефа, кондитера, сомелье и открывают двери в популярные рестораны своих стран. Обучают международным стандартам кулинарии и дают специализацию в местной кухне. Нет программ для управленцев ресторанного дела.

Например: Академия Шеф-поваров в Терни, Италия; Швейцарский институт Кулинарного искусства; Манчестерский городской университет.

Небольшие частные школы кулинарии

Принимают любителей, желающих обучиться на повара, и профессиональных шеф-поваров. В основе популярности — обучение тонкостям местной кулинарии. Чтобы стать мастером каталанской кухни, конечно, нужно поехать в Барселону. А в Болонии обучают той же средиземноморской классике, но в итальянском варианте. И так далее.

Вот примеры таких школ: Cook and Taste в Барселоне, International Cooking School в Болоньи, Cooking ala Turka в Стамбуле.

Обучение на инженера-технолога хлебопекарного производства

Специалист, который желает работать в сфере производства хлеба, должен получить образование в аграрном или любом другом профильном вузе. Сегодня в РФ открыто достаточное количество высших учебных заведений, которые дают студенту возможность освоить эту специальность.

Перед поступлением необходимо сконцентрироваться на изучении предметов, по которым придется сдавать ЕГЭ. Для преодоления экзаменов нужны глубокие знания в физике и химии (на выбор вуза), а также математике и русском языке, последний обязательный для всех абитуриентов. Профессию не осваивают на курсах, но они могут стать хорошим дополнительным источником знаний.

Курсы Инженеров-технологов хлебопекарного производства

УЦ «Престиж»

При учебном заведении открыты курсы технологов пищевого производства, которые могут стать первой ступенью на пути к получению базового профессионального образования. Посещение курсов позволит лучше узнать специфику работы на пищевых предприятиях, длительность занятий составляет 1,5 месяца. Студенты научатся рассчитывать нормы сырья, узнают больше о качестве продукции, особенностях работы с документацией. Курс разделен на теоретическую и практическую часть, будет интересен для людей, которые пока только выбирают профессию.

Какие существуют технологические профессии

Прежде чем рассматривать непосредственно технологические профессии, необходимо понимать, что существует градация не только по отраслям и соответственно, профессиям, но и по уровням квалификации. В целом сейчас выделяют две основных квалификации технологов, к которым относятся:

  • Инженер-технолог. Это практически всегда в обязательном порядке специалист с имеющимся профильным высшим образованием либо значительным стажем работы по специальности с профильным средним профессиональным образованием.
  • Техник-технолог. Специалистам этого уровня нет необходимости в наличии высшего образования — техником-технологом можно стать имея за плечами лишь среднее профессиональное образование

С точки же зрения непосредственно сферы применения навыков технолога, а значит — и наличия профильного образования, список технологических профессий является куда более широким. В частности, он включает в себя следующие профессии:

  • Технолог пищевой промышленности. Часто под технологами подразумевают именно специалистов, работающих в сфере пищевой промышленности, которые контролируют процессы производства пищевых продуктов и разрабатывают их непосредственную рецептуру.
  • Технолог общественного питания. Несмотря на то, что сфера общественного питания во многом тождественна пищевой промышленности, технологи в заведениях такого типа чаще всего являются ещё и поварами, что требует дополнительных навыков, однако подразумевает меньшую значимость непосредственно технических знаний для работы с оборудованием.
  • Технолог швейного производства. В сфере швейного производства технологи могут отвечать не только за обеспечение непрерывности производственного процесса в целом и эксплуатацию оборудования, но также и за разработку непосредственно моделей одежды и технологии ее пошива в деталях.
  • Химик-технолог. Данные специалисты имеют крайне широкие возможности по трудоустройству, так как являются востребованными практически во всех отраслях промышленности, где используются различные сложные химические реакции — это металлургия, фармацевтика, производство удобрений, нефтепереработка и множество других сфер деятельности.
  • Технолог металлургического производства. На металлургических производствах технологи часто отвечают за отдельный изолированный участок производственного процесса и контролируют какой-либо один или несколько узких аспектов деятельности в рамках предприятия.
  • Технолог-биохимик. Работа технологом-биохимиком часто востребована в фармацевтической отрасли и подразумевает непосредственно изготовление лекарственных средств, а также иное участие в их разработке с точки зрения оптимизации процесса производства.

Это — лишь краткий перечень сфер деятельности, где могут быть востребованными технологи. Фактически же данные специалисты нужны всегда, когда есть нужда в формировании и контроле определенного процесса производства в целом. Следует также заметить, что во многих сферах деятельности технологи помимо выполнения своих основных рабочих обязанностей, могут также выполнять и задачи рядовых специалистов или осуществлять руководство производственным процессом в зависимости от потребностей конкретного работодателя и регламента деятельности предприятия.

Политтехнологи не относятся к технологическим профессиям, а чаще всего являются представителями профессии социолога, о которой можно более подробно узнать в отдельной статье.

Кто такой технолог?

Технолог – специалист, занимающийся разработкой, организацией или контролем производственного процесса по изготовлению того или иного продукта/товара. Также данный специалист может разрабатывать какую-либо определенную технологию.

Чтобы сделать, например, второе колесо, древнему человеку нужно было, как минимум, запомнить последовательность изготовления первого. А затем с учетом ошибок выработать систему правил, которые облегчат последующую работу. Сейчас эти правила называются технологией, хотя древние люди, на пути к техническому прогрессу, об этом не подозревали. Так что, профессия технолога существует с тех пор, когда у человека возникла потребность в изготовлении первых предметов быта и обучении первым ремеслам младших соплеменников.

Сейчас тяжелый труд человека на производстве выполняет техника. Сложными расчетами и точными измерениями занимаются компьютеры. Профессия технолога стала автоматизированной. Но управление рабочим процессом и сложным оборудованием невозможно без применения специальных знаний специалиста в каждой сфере:

  • В нефтеперерабатывающей промышленности трудятся химики-технологи;
  • В машиностроении – техники, инженеры-технологи;
  • На промышленных предприятиях, занимающихся переработкой продуктов – технологи пищевого производства; их ближайшие коллеги – технологи общественного питания.

Из-за нарастающей значимости общественных изменений сегодня появилась новая область применения специальных инструментов и знаний – политическая технология. Из этого следует, что технологи занимаются не только производством вещей, но и руководят общественным сознанием с помощью интеллектуальных инструментов. То есть, профессия технолога находится в эволюционном развитии и постоянно видоизменяется, а ее актуальность не теряется.

В зависимости от выбранного направления работы перечень основных обязанностей, профессиональных умений и навыков специалиста варьируется. Но в любом случае, технолог разрабатывает поэтапный план производственного процесса с подробным описанием каждой операции, где учитывается:

  • наличие необходимого материала и инструментов,
  • количество привлеченных работников,
  • рентабельность выпускаемой продукции.

Он отслеживает выполнение каждой операции, а после изготовления участвует в проверке полученного продукта на соответствие техническим и другим требованиям.

Важные личные качества

  1. Обязательность.
  2. Умение руководить большим коллективом.
  3. Хорошая память.
  4. Развитое логическое мышление.
  5. Настойчивость.
  6. Коммуникабельность.
  7. Ответственность.
  8. Способность к самообучению.

Профессия подойдет для активных, общительных и талантливых людей, которые постоянно стремятся создавать что-то новое и полезное. Заметим, что работа в пищевой промышленности требует хорошего физического здоровья. Поэтому люди, у которых наблюдаются хронические заболевания органов дыхания, врожденные аллергические реакции, кожные болезни, проблемы со зрением и слухом, эту профессию выбираю редко.

Правила приема

Первое, что следует сделать после того, как выбран пищевой институт, – это выяснить, результаты каких ЕГЭ нужны для поступления. Неизменны только два предмета, обязательные для всех выпускников школ (русский и математика). Вариативная часть «абитуриентского набора» – химия или физика, причем у разных учебных заведений свои приоритеты. Если нет принципиальной разницы, в какой именно вуз поступать, лучше подстраховаться и сдать оба этих предмета.

Правила приема в кулинарный вуз имеют важную особенность. Ввиду того что студент будет контактировать с продуктами питания, устанавливаются особые требования к состоянию его здоровья. Главная цель – исключить вероятность инфицирования большого числа людей. Поэтому университеты выдвигают обязательное условие – прохождение медицинского осмотра. В его рамках:

  • проводится флюорографическое обследование;
  • делается ЭКГ;
  • сдаются анализы крови, мочи.

Плюс обязательны заключения от ряда врачей (отоларинголог, нарколог, психиатр, дерматовенеролог, терапевт). В остальном процесс приема и пакет сдаваемых документов такие же, как и для поступления на любые другие специальности.

Условия приема

К будущим специалистам еще на этапе собеседования предъявляют некоторые требования. Ведь это довольно сложная профессия, которая требует умения использовать в повседневной работе и теоретические, и практические навыки.

Также важно быть исполнительным и аккуратным, знать и соблюдать нормы. Именно из таких специалистов получаются успешные технологи

В число профессиональных знаний входит не только технология пищевых производств, но и другие предметы. Например, биология и химия.

Есть некоторые противопоказания, которые не позволяют занимать должность пищевого технолога. Например, наличие инфекционных болезней, а также заболеваний кожи. Отказаться от профессии придется и тем кандидатам, которые страдают пищевой аллергией. Ведь в процессе работы придется иметь дело с самыми различными компонентами.

Обучение на технолога пищевого производства: где учиться?

Образование технолога пищевого производства можно получить как после 9, так и после 11 классов общеобразовательной школы. На территории РФ представлено большое количество профильных колледжей и университетов, которые принимают учащихся. Давайте рассмотрим, в каких учебных заведениях есть профильные образовательные программы для технологов пищевого производства.

Технолог пищевого производства: обучение в Москве

Где учиться на технолога пищевого производства в Москве? Вот список колледжей и вузов столицы, которые позволят получить высшее образование по специальности:

Колледжи:

  • : «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий»;
  • Московский технологический колледж питания Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова;
  • ;
  • Первый Московский образовательный комплекс;
  • Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».

Университеты:

  • Московский государственный университет пищевых производств: Продукты питания животного происхождения (Институт прикладной биотехнологии имени академика РАН И.А. Рогова);
  • Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева: Продукты питания животного происхождения (Технологический факультет РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева);
  • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет):
  • Продукты питания животного происхождения (Институт технологий пищевых продуктов и технологического менеджмента МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина: Факультет товароведения и экспертизы сырья животного происхождения.

Есть у профессии сложности, которые необходимо учитывать, прежде чем подавать документы в профильный вуз. Среди них высокая ответственность за работу всего производства, интенсивный режим работы, постоянные переработки и часто сменный график.

Технолог пищевого производства: обучение в Санкт-Петербурге

Где учиться на технолога пищевого производства в СПб? Держите список профильных колледжей и университетов.

Колледжи:

Университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;Колледж Санкт-Петербургского аграрного университета.

Пройти обучение на технолога пищевого производства можно даже дистанционно. Такой формат предлагают многие колледжи и университеты. Помимо этого также есть дистанционные профильные курсы.

Технолог пищевого производства: обучение в других городах России

Живёте далеко от Москвы и Санкт-Петербурга? Рассмотрите колледжи и университеты в других городах.

Колледжи:

  • Технологический колледж казанского КНИТУ (Казань);
  • Колледж агробизнеса ОмГАУ (Омск);
  • Техникум мясной и молочной промышленности (Омск);
  • Саратовского университета имени Вавилова (Саратов);
  • Агропромышленный техникум (Пермь);
  • Красноярский технологический техникум пищевой промышленности (Красноярск);
  • Колледж отраслевых технологий (Уфа);

Университеты:

  • Оренбургский государственный университет (Оренбург);
  • Факультет дистанционных образовательных технологий: Продукты питания из растительного сырья (Оренбург).

Также по специальности технолог пищевого производства можно получить второе высшее образование. Такие обучающие программы предлагают Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва), Московский филиал Российской международной академии туризма (Москва) и Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации (Казань).

Кому подходит

Уже один перечень обязанностей показывает, что эта профессия подразумевает высокий уровень ответственности.

От технолога, помимо профессиональных знаний, требуется умение работать в большом коллективе, находить взаимопонимание с разными людьми, работать на различном оборудовании. Очень важными качествами здесь являются аккуратность, щепетильность, ответственность, самодисциплина и умение добиться выполнения требований от других сотрудников. Также нужно уметь обрабатывать цифры, документы, большие объемы информации, при этом регулярно приходится работать руками и много ходить по разным цехам. То есть специалисту постоянно приходится совмещать умственный труд с физическим. Другие сложности профессии: высокий уровень ответственности, в том числе за работу разных подразделений и служб, напряженность труда, составление и проверка большого количества бумаг, посменный график работы.

Трудиться в основном приходится на промышленных предприятиях, реже можно попасть в лаборатории предприятий иных направлений или небольшие производства в крупных торговых сетях.

Ожидание и реальность

Сфера общественного питания и ресторанный бизнес сейчас находятся на стадии небывалого подъема не только в России, но и за рубежом, поэтому профессия повара широко востребована. К сожалению, имея на руках одну лишь корочку, сразу устроиться на высокооплачиваемое место практически невозможно.

Особенность специальности в том, что даже хорошее теоретическое образование должно быть подпитано практикой и опытом работы в престижных ресторанных заведениях, чего не может обеспечить большинство отечественных вузов. Как раз это и есть одна из главных причин невысокой востребованности российских поваров за рубежом. Поэтому, если в мечтах – место шеф-повара в европейском мишленовском ресторане, то лучше присмотреться к таким известным зарубежным кулинарным школам (по сути, вузам, выпускающим бакалавров), как:

  • французская Le Cordon Bleu с филиалами в 20 странах (именно из ее закончил российский ведущий кулинарного шоу Алексей Зимин);
  • итальянская ALMA;
  • швейцарские BHMS, Culinary Arts Academy CAA или ICI,
  • американский колледж Kendall и Кулинарный институт Сан-Диего (San Diego Culinary Institute);
  • испанский University College of Hospitality Management and Culinary Arts.

Все они имеют безупречную репутацию в международных кругах во многом благодаря тому, что в серьезную теоретическую программу обучения включают многомесячные стажировки в престижных ресторанах. В результате студенты осваивают не только поварские навыки, но и получают менеджерский опыт управления предприятием общественного питания, в совершенстве овладевают кулинарным дизайном, винным делом и другими важными сторонами своей профессии.

Годовое обучение в них составит несколько десятков тысяч евро. Несмотря на то что часть расходов можно вернуть (студенты проходят практику, которая неплохо оплачивается), большинству российских выпускников школ остается о них только мечтать.

К счастью, и отечественные институты пищевой промышленности уже делают первые весьма успешные попытки подготовки профессионалов кулинарной сферы. Пока единственный пример – Институт гастрономии (ИГ), созданный в Сибирском федеральном университете в 2019 году. Его особенность состоит в совместной деятельности преподавателей учебного заведения с практиками ресторанного бизнеса. Благодаря этому весь процесс подготовки имеет максимально «деятельно» ориентированный подход (изучение поварского искусства непосредственно на предприятиях сектора HoReCa – индустрии гостеприимства – занимает 50 % общей программы).

Миссия Высшей школы гастрономии (ИГ) СФУ – воспитать первоклассных поваров, что делает ее на голову выше обычных кулинарных институтов, выпускающих технологов пищевых продуктов. Полученное высшее образование подтверждается не только российским дипломом международного образца, но и международным Institut Paul Bocuse.

Остальные кулинарные школы России, хотя и носят солидные названия институтов и академий, относятся к системе дополнительного образования, в них можно окончить краткосрочные (весьма полезные и ценные) курсы, по окончании которых выдадут сертификат или удостоверение, но не вузовский диплом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector