Как написать историческое сочинение?

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

Методика написания сочинений по истории

Для того, чтобы отработать задание 25 по истории, требуется придерживаться четкой схемы. И такую схему я составил для ребят на своих курсах подготовки. С течением времени методика, алгоритм, или схема (называйте, как хотите) показала себя блестяще: все без исключения ребята с моих курсов пишут сочинения на максимальные баллы. 

И ее я Вам и предлагаю себе утащить. Методика написания на исторический процесс и на историческую личность — отличаются. Отличается план, отличается пошаговая схема.

Обе методики описаны в двух файлах Google Docs. После оплаты Вы получаете: 

  1. 64 минутный видеоурок, в котором я подробно разбираю методику и пишу сочинение в режиме онлайн.
  2. Пошаговую методику написания сочинений как на исторический процесс, так и на историческую личность.
  3. Пример написания сочинения в режиме онлайн.
  4. Готовые шаблоны сочинений по истории к ЕГЭ 2021 (подробнее о шаблонах тут=>>)

Как вы думаете, сколько может стоить такая методика? Та, которая позволит Вам получить 12 первичных баллов или от 22 до 25 тестовых. И если учесть то, что благодаря этим баллам Ваши шансы поступления в вуз на бюджет возрастают во много раз? 

Cтоимость методики 2990 ₽.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли

Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Сочинение 2

Что же такое история? Обычно, в учебных пособиях и книгах, мы встречаем очень короткие определения, в которых говорится о том, что история является наукой о прошлом, о том, что происходило на нашей земле сотни, тысячи и миллионы лет назад. История передается как в письменном, так и в устном виде, она говорит нам о событиях происходивших в мире, в разных странах и даже в нашем маленьком городе очень много лет назад. События, свидетелями которых являемся мы сейчас, также когда-нибудь станут историей, описанной на страницах школьных учебников.

Нужно ли ориентироваться в истории? Конечно, как минимум для того, чтобы не повторить те ошибки, которые совершали предшествующие поколения людей. Существует множество положительных и отрицательных примеров в истории, которые могут дать необходимую основу для нашего с вами будущего. Видя опыт предыдущих поколений, мы может улучшить мир. Еще один пример, для чего нам нужно знать историю, заключается в познании большого количества информации, взятой из прошлого. Так, мы узнаем законы и обычаи разных обществ и народов, что дает нам шанс познать культуру разных стран.

История очень интересна и полезна. Историческая память о революциях, войнах, героях и подвигах происходивших на нашей земле, дает нам позволение в уважении и гордости к собственной стране. Итак, для начала, само понятие история заключается в судьбах людей, а не только в политических событиях перечисленных выше. Каждая личность несет в себе свою собственную маленькую историю, и совершенно не имеет значения, попадает ли она на страницы учебных пособий или остается только в памяти родных и самых близких для нее людей. О времени, в котором мы сейчас живем, будьте уверены, тоже будет написано на страницах учебников, и следующие поколения будут воспринимать его как далекое прошлое, как историю. Они смогут узнать от том, какой была жизнь до их появления, даже какую одежду раньше носили, какую ели еду, узнают какие были средства передвижения, и о сотрудничестве и вражде разных стран. Используя опыт прошлых лет, они смогут усовершенствовать свой мир.

Ирек Биккин сказал, что люди, не знающие своего прошлого, лишены будущего. С этими словами невозможно не согласиться. Люди, не знающие историю, не способны верно оценивать свое настоящее, вполне возможно, что именно они совершат ошибки прошлого поколения. События, происходящие каждый день, могут оказаться в истории и только мы ответственны за оставленную память для будущего поколения. Это могут быть научные открытия или преодоление границ, разделивших человечество. Для нынешнего поколения главная задача это оставить память для будущего, которой можно будет гордиться.

`

Как грамотно составить план эссе

Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:

  • сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
  • полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
  • раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
  • раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
  • оценить период.

Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами. Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере). Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде. Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

План сочинения

Структурная часть
Введение Если у периода есть устойчивое наименование (к примеру, бироновщина, собирание земель, Смута, золотой век дворянства, нэп, перестройка, военный коммунизм), напишите об этом и укажите хотя бы одного исторического деятеля, находившегося в то время у власти. Кратко охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась к началу этого периода, отметив ключевые события или процессы.
Основная часть
  1. Опишите одно из указанных во введении событий, перечислите его причины и особенности.
  2. Раскройте роль исторической личности, принимавшей участие в описываемом событии – помните о конкретике. Приводите как можно больше дат, фактов.
  3. Расскажите, к чему привело это событие (процесс) и как оно повлияло на развитие истории.
  4. Повторите всю схему для второго события/процесса.
Заключение На основании фактов, указанных в сочинении, сделайте вывод о роли описанного периода в истории страны. Укажите, как оценивали период авторитетные исследователи, или, апеллируя к фактам, дайте собственную оценку его значения. Можно сделать и то, и другое.

Правила оформления работы

Во время ЕГЭ сочинение пишется от руки в специально отведенном для этого месте экзаменационного листа. Поэтому при подготовке напишите вручную несколько вариантов работы и отдайте преподавателю или репетитору. Они оценят не только содержание, но и проверят, насколько понятен почерк и насколько легко читается текст.

Если хотите подготовить черновик в печатном виде, соблюдайте следующие параметры:

  1. Шрифт: Times New Roman Arial.
  2. Размер: 12 или 14 пунктов.
  3. Междустрочный интервал: одинарный или полуторный.
  4. Выравнивание: по ширине.
  5. Абзацный отступ: 1,25 см.
  6. Поля: 2 см со всех сторон.

Объем слов в сочинении по истории составляет 300-600.

Проверка сочинения на плагиат проводится на усмотрение экспертов, которые будут проверять эти работы. Это необязательно, но если отдельные моменты вызовут сомнения, они имеют право проверить уникальность текста. Поэтому не рекомендуем заучивать образец сочинения по истории и воспроизводить дословно.

Если, несмотря на наши советы, вы не до конца уверены в своих силах, лучше довериться профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам всегда готовы решить учебные проблемы. Большой опыт работы позволяет квалифицированно справляться с заданиями любой сложности.

План написания сочинения по истории

В плане работы последовательно отразите элементы структуры:

  • 1 абзац обосновывает выбор периода и содержит характеристику главных событий;
  • 2 абзац отражает роль исторических личностей;
  • 3 абзац раскрывает выявленные причинно-следственные связи;
  • 4 абзац содержит вывод и итоговую характеристику эпохи.

Эксперты высоко оценят сочинение, в котором нет не только фактических (даты, события, личности), но и грамматических ошибок. Корректность формы изложения — один из критериев оценивания.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Лучше узнать разные эпохи помогут исторические музеи

1855–1881

1855–1881 — время правления императора Александра II — эпоха реформ, затронувших основные сферы общественной жизни.

К числу важнейших событий и явлений данной эпохи относятся Крестьянская реформа, осуществление которой началось в 1861 году обнародованием Манифеста 19 февраля и «Положения и о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»; Судебная реформа (1864); реформы местного управления, Земская (1864) и Городская (1870); Военная реформа (1874), появление высших учебных заведений для женщин, Русско-турецкая война (1877-1878), народническое движение.

Период 1855—1881 годов отмечен государственной и реформаторской работой Николая Милютина, Михаила Лорис-Меликова, революционной деятельностью Андрея Желябова, Софьи Перовской, работой художников-передвижников Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, скульптора Петра Клодта.

Николай Милютин явился одним из разработчиков Крестьянской реформы. Занимая пост товарища министра внутренних дел, фактически возглавил работу по подготовке освобождения крестьян. Под руководством Н. Милютина разрабатывались документы, определявшие размеры крестьянских наделов и механизм выкупной операции.

Иван Крамской — художник, организатор «Товарищества передвижных художественных выставок», участники которого ставили задачу приблизить искусство к народу и показывать в своих работах типические черты действительности. Крамской был идеологом группы и, вместе с тем, живописцем, оставившим портреты многих известных деятелей русской культуры середины XIX века.

В целом эпоха 1855–1881 известна в истории как время Либеральных реформ. Последовательность реформ была не случайной. Так, например, Крестьянская реформа вызвала необходимость изменения местной системы управления. До отмены крепостного права крестьяне административно подчинялись помещикам и подлежали их суду. Упразднение власти помещика вызвало необходимость введения новой системы местного управления и судопроизводства. Таким образом, Земская реформа и судебная реформа могут рассматриваться как следствие Крестьянской реформы.

Другая причинно-следственная зависимость прослеживается в развитии народнического движения. Неудачи хождения в народ и пропагандистского периода в деятельности народников вызвали радикализацию определённого числа участников движения, привели к созданию «Народной воли» и убийству Александра II.

Это может быть интересно


Прошлое на карте

Значение периода 1855-1881 годов в истории России определяется его реформаторским содержанием. 25 миллионов крепостных обрели личную свободу, армия стала всесословной, женщины получили доступ к высшему образованию, появился суд присяжных, ослабла цензура. Реформы открыли дорогу развитию капитализма, росту городов и промышленности, свободному перемещению людей, росту просвещения. В целом реформы Александра II ещё при его жизни получили название Великих, а самого императора стали именовать Освободителем.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Выход есть — Готовые шаблоны сочинений

Короче, самый действенный способ, мной опробованный на моих ребятах с курсов подготовки — это написание сочинения по шаблону. Но не так, что я там даю какие-то клише, или какие-то схемы. Нет. Я даю готовый текст сочинения с пропусками. Вместо пропусков ученик должен вставить куски текста по смыслу. 

Практика показала, что такой метод очень быстро дает хороший результат. На моих курсах уже после пятого шаблона ученики пишут внятные сочинения, потому что понимают, как его надо писать. А после написания сочинений по 10 шаблонам ученик полностью готов к написанию сочинения.

Вам же я предлагаю сборник из 16 шаблонов, который в последующем будет дополняться новыми темами.  Особенность текстов в том, что они полностью отвечают требованиям КИМ ЕГЭ по истории. А кроме того в выводах почти всех текстов уже есть оценки историков из историографии.

Таким образом, ученик поймет не только структуру сочинения, как использовать термины, как показывать роль личности и ее деятельность, но и то, как должен быть написан качественный вывод.

Еще один огроменный плюс в том, что эти шаблоны можно использовать на реальном экзамене, ведь ученик сам вставляет пропущенные куски текста. Это означает, что сочинение будет уникальным. А вот готовые сочинения использовать точно не получится!

В настоящий момент шаблоны даны по следующим темам: 

  1. Расширение древнерусского государства
  2. Христианизация Руси
  3. Ярослав Мудрый
  4. Начало раздробленности на Руси
  5. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке
  6. Иван Калита
  7. Дмитрий Донской
  8. Феодальная война
  9. Иван Третий Великий
  10. Иван IV Грозный
  11. Опричнина
  12. Дворцовые перевороты
  13. Александр I
  14. Движение декабристов
  15. Экономическое развитие России в 1894–1914
  16. НЭП
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector