Как стать известным и заработать на этом: 7 главных правил будущей звезды
Содержание:
- Эминем
- Особенности профессии
- Каких регулярных вложений требует музыка?
- Поступление в музыкальный вуз
- Требования к поступающим
- Где выучиться профессии музыкант?
- Как стать знаменитым музыкантом или семь шагов к знаменитости
- Наращивайте аудиторию
- Используйте текущие музыкальные тренды
- Как организовать свой концерт?
- Менеджер
- Где взять деньги на музыку?
- Кто такой продюсер и нужен ли он группе?
- Сколько получают
- Перспективы профессии
- Что читать?
- Личный опыт
- С чего всё началось
- Классическая музыка
- Недостатки профессии музыкант
- Необходимые навыки
- Трудоустройство
- Кто может стать певицей?
Эминем
Сегодня этот красивый парень известен, как «бог рэпа», но так было далеко не всегда. Маршалл (настоящее имя музыканта) после школы и не планировал получать образование. Он решил серьезно заняться изучением рэпа. Он часами просто читал словарь. Как видите, его упорство дало свои плоды. Сейчас Eminem считается одним из самых лучших рэперов в мире.
Музыкант является основателем некоммерческой независимой радиостанции Shade 45, которая транслирует хип-хоп. Она начала работу в 2004 году. Кроме трансляций записей Эминема радиостанция без цензуры предоставляет слушателям возможность оценить современную рэп-музыку, включая творчество иностранных исполнителей.
Особенности профессии
Музыкальными менеджерами нередко становятся выходцы из сферы шоу-бизнеса. Они могут не достичь высоких карьерных высот на сцене, однако выбирают другой способ для реализации своих управленческих и организаторских способностей. Менеджеры во всех ситуациях отстаивают права и интересы музыкантов, с которыми работают. Они обладают колоссальными деловыми связями, поэтому могут договориться о проведении концерта, рекламных публикациях и даже о создании новых творческих групп.
Музыкальные менеджеры осуществляют кастинг, например, во время выбора танцоров для шоу-программы, осветителей, гримеров и других специалистов, которые войдут в команду певца. Список обязанностей следующий:
- поиск артистов, которые нуждаются в менеджере;
- оказание помощи при формировании репертуара;
- поиск инвесторов, а также сотрудничество с прессой, радиокомпаниями;
- заключение договоров о сотрудничестве с другими звездами;
- курирование процесса создания музыкальных клипов;
- выбор площадок и организация концертов, контроль соблюдения райдера;
- заключение рекламных контрактов;
- поиск дополнительных каналов для раскрутки, например, ток-шоу или ролей в кино;
- организация фанатских групп.
Круг обязанностей может быть более широким, все зависит от ранга звезды и требований, прописанных в контракте. Менеджеры сопровождают звезду во время всех концертов, они оказывают психологическую и мотивационную поддержку.
Каких регулярных вложений требует музыка?
Репетиции9 тысяч ₽ в месяц
Расценки средней репетиционной базы в Москве: 1000 ₽ за 3 часа в будни и 1400 ₽ — в выходные. Можно найти дешевле: в подмосковном Фрязино, например, то же время обойдётся в 500 ₽ (но и звук оставит желать лучшего). Ребята из «Вопроса» репетируют дважды в неделю. Итого на репетиции уходит 9000 ₽ в месяц.
Реклама в соцсетях20 тысяч ₽ в месяц
В соцсети нужно вкладываться регулярно. Платить нужно даже за продвижение внутри своего же паблика. В нашей группе «ВКонтакте» 8 тысяч подписчиков. Обычно соцсеть показывает посты в лучшем случае половине аудитории, за остальных приходится платить 100–150 ₽. Важные объявления (например, анонс концерта или релиза) нужно «разгонять» обязательно. Инструменты для поиска релевантной аудитории — платные, реклама, конечно, тоже. Всего на соцсети у нас уходит около 20 тысяч ₽ в месяц.
Я разобралась во всём сама: загрузила деньги в рекламный кабинет и тестировала методом проб и ошибок. Один раз купила пакет рекламы в SMM-агентстве, он обошёлся в 14 тысяч ₽ и принёс около 1000 подписчиков, включая ботов. Это было продвижение первого мини-альбома. На самостоятельное продвижение первого клипа мы потратили 20–25 тысяч ₽ и получили половину нашей аудитории — 4000 человек. Сейчас думаю, что и за 7 тысяч ₽ можно было бы добиться того же результата.
Покупка аксессуаров3–6 тысяч ₽ в месяц
Постоянно приходится что-то докупать из необходимых аксессуаров: медиаторы, струны и т. д. На это в среднем у каждого из музыкантов уходит по 3–6 тысяч ₽ в месяц.
Поступление в музыкальный вуз
Итак, если вы все же решили связать свой профессиональный путь с музыкой, то выбор перед вами открывается большой: и направлений много, и вузов. Везде свои требования.
Творческое/профессиональное испытание в вузе
Для музыкального направления естественно наличие дополнительного экзамена, который оценивает способности абитуриентов. Каждый вуз здесь устанавливает свои правила, регламентируемые приемной комиссией. Рекомендуем ознакомиться с ними заранее на сайте приемной комиссии и готовиться по рекомендуемой вузом программе.
Например, в Консерватории имени Чайковского следующие испытания:
Раздел «Приёмная комиссия»
Поступление в музыкальный вуз по олимпиаде
Есть еще возможность попасть в музыкальный вуз мечты — поучаствовать в олимпиадах из перечня Министерства Образования:
- Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей
Провидится Нижегородской Государственной Консерваторией им. М.И. Глинки. На сайте консерватории можно почитать об олимпиаде. Ее результаты учитываются при поступлении в вузы, однако регламентируется каждым вузом в отдельности. По некоторым направлениям победителям олимпиады присуждается 100 баллов по профильному ЕГЭ.
- Межрегиональная открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам
Проводится Саратовская консерватория имени Л.В. Собинова для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. Эта олимпиада также учитывается при поступлении, порядок также регламентирует вуз, но возможности приравнять победу к 100 баллам по профильному ЕГЭ нет.
Требования к поступающим
Поступающие в музыкальный колледж должны подать туда заявление и приложить к нему следующие документы:
- копия паспорта абитуриента;
- фото 3*4 в количестве 4 шт.;
- аттестат о наличии основного (9 классов) или среднего(11 классов) общего образования;
- для поступающих на базе 11 класса — результаты ЕГЭ по русскому языку;
- медицинская справка, выданная после прохождения комиссии по форме 086/у;
- справка от врача-фониатра при поступлении на вокальное отделение (подтверждает отсутствие патологий голосового аппарата);
- льготным категориям абитуриентов — документы, подтверждающие право на льготы и социальную стипендию.
Все поступающие, независимо от наличия или отсутствия начального музыкального образования, должны пройти творческие испытания. Поэтому крайне желательно иметь специальную подготовку по тем предметам, которые предстоит сдавать. Узнать все подробности о вступительных испытаниях вы сможете на Дне открытых дверей, который проводится в учебных заведениях.
Все абитуриенты при поступлении сдают сольфеджио. Требования к знанию этого предмета обычно достаточно строгие, поэтому желательно устранить пробелы в этой области. В некоторых колледжах у абитуриентов, не проходивших сольфеджио, проверяют имеющиеся музыкальные данные. Но заранее рассчитывать на такую поблажку не стоит — при большом конкурсе это будет вашим минусом по сравнению с остальными претендентами.
Если вы поступаете на вокал, необходимо иметь хорошо поставленный голос. Те, кто поступает на дирижерское отделение, сдают в качестве творческого испытания игру на фортепиано. Поступающие на контрабас и ударные инструменты при желании могут также выбрать его для демонстрации своих музыкальных способностей, но лучше продемонстрировать профессиональное мастерство в выбранном для обучения направлении.
Кроме творческих испытаний отдельные категории абитуриентов (те, кто поступает на историко-теоретическое отделение) сдают экзамен по музыкальной литературе. Необходимо продемонстрировать свои знания в области разных музыкальных направлений, стилей, жанров и инструментов, а также ответить на вопросы по истории музыки, хорошо знать биографию и творчество композиторов.
Поступающие после 11 класса сдают экзамен по русскому языку и литературе. Экзамен не является конкурсным, он нужен для зачета. Если есть результаты ЕГЭ с высокими баллами по русскому языку или пятерочный аттестат, то зачет могут поставить и автоматом.
Где выучиться профессии музыкант?
Классическое музыкальное образование возможно получить в различных образовательных учреждениях:
-
музыкальное школа;
-
музыкальное училище;
-
консерватория;
-
университеты культуры и искусства.
Обычно музыкальное образование начинается еще в детском возрасте, когда ребенка, показавшего потенциал и желание заниматься музыкой, родители и учителя направляют в профильные школы или кружки при домах культуры. На этом этапе происходит знакомство с музыкой, осознание ее многообразия. И дальше ребенок может либо захотеть развиваться в этом направлении, либо решит оставить эта занятие в качестве хобби.
Стоит также отметить, что многие абитуриенты, высших музыкальных образовательных учреждений уже являются участниками и лауреатами многих профильных фестивалей и конкурсов. Иными словами, в какой-то мере они уже начали путь профессионального музыканта.
В то же время многие известные исполнители не имели профильного образования, постигая музыкальные науки самостоятельно. Но такие самоучки смогли пробиться и найти свое место в культурном пласте своего времени. Поэтому вопрос образования для музыкантов – личный выбор, который с одной стороны дает опыт, навыки, но не гарантирует возможность трудоустройства или профессиональной самореализации.
Как стать знаменитым музыкантом или семь шагов к знаменитости
Вы проделали первые пять шагов, и в ближнем кругу вас признают за музыканта.
Теперь вы хотите, чтобы о вас узнал круг дальний – сотни, тысячи, а может быть, миллионы неизвестных вам людей.
Тогда вам надо пройти ещё семь шагов.
- Найдите экспертов, которые непредвзято оценят ваши возможности. Нелестные оценки – повод ещё практиковаться. Хотя бы одна лестная — переходите к следующему шагу.
- Найдите соратников, с которыми вы намерены играть. В современном шоу-бизнесе сольная карьера – это фантастика. А если вы решили стать рок-музыкантом, то без собственного музыкального проекта однозначно не обойтись.
- Найдите звукорежиссера и студию, где этот проект воплотится в трек и (или) в видеоклип.
- Заводите знакомства. В первую очередь, на радио, телевидении (не помешают и газеты); в местных префектурах, среди тех, кто «заведует» культурой; шоу-бизнесе.
- Воспользуйтесь возможностями Интернета. Есть множество сервисов, на которые вы можете выложить свой, обязательно качественный продукт, и быть замеченным. Среди них — Last FM, MySpace и некоторые другие. Размещение роликов в сети может быть самым прямым путём к известности, к Enter Shikari и Noize MC слава пришла как раз из всемирной паутины. Не пренебрегайте социальными сетями, создавайте странички проекта, наполняйте их качественным контентом, активно общайтесь с аудиторией.
- Отслеживайте все музыкальные события, в которых вы потенциально можете участвовать и заявить о себе. Конкурсы, фестивали, благотворительные концерты. Изучите правила участия, познакомьтесь с организаторами.
- Выходите с вашим творчеством «в люди», но не опускайте планку своих амбиций. Переход в метро – не то место, где вас заметят.
Не теряйте веры в себя. Помните, чем тернистей путь, тем надежней успех.
Возможно Вас заинтересуют:
Наращивайте аудиторию
Мы уже решили, что стоит публиковать большое количество видео, и делать это регулярно. Теперь пришло время набирать аудиторию.
Наверняка, в первое время вы будете просто постить своё видео в свои аккаунты ВКонтакте, на FaceBook, в Твиттере или где-то еще. Таким образом ваши видео будут видеть только ваши друзья, после чего они будут благополучно скрываться в новостной ленте.
Для создание прочной растущей аудитории вам придется придумать что-то поинтересней. Конечно, идея изначально попросить подписаться на ваш канал друзей и родственников, и попросить их «поделиться» вашим видео совсем не плоха. Но чтобы двигаться дальше вам нужно поднять уровень «шума» вокруг своего канала как в пространстве YouTube, так и за его пределами. Вот несколько советов, чтобы дать вам направление к действию:
Сделайте четкий призыв к действию. Сделайте его в виде аннотации в конце видео, наверняка вы такое видели на многих популярных каналах. Попросите людей подписаться. Это работает
Комментируйте видео других музыкантов
Так вы тоже привлечете к себе внимание, и получите новых подписчиков
Общайтесь с популярными блогерами, которые делают музыкальные обзоры. Или аудитория которых сходна с вашей
Попросите их сделать рецензию на ваш альбом, песню или клип. Кто-то, конечно откажет, но будут и те кто согласится
То же относится и к музыкальным изданиям. Всеми силами попытайтесь привлечь к себе их внимание. Это обязательно окупится
Сотрудничайте с другими музыкантами (об этом читайте ниже)
Это наиболее очевидные варианты, ну даже их хватит надолго. Вы можете придумать какие-то свои способы— будьте открыты и креативны, и все получится!
Используйте текущие музыкальные тренды
Эта идея во многом пересекается с темой подбора правильных заголовков для ваших видео, но мы рассмотрим её подробнее.
Люди используют поиск YouTube так же, как они ищут в Google (или Яндекс). Скорее всего, они ищут гораздо чаще «Katy Perry— Roar» или «Кавер песни Lorde- Royals», чем ваше имя, или что-то типа «Джаз на саксофоне». Примите это, и используйте себе во благо.
Давайте рассмотрим такой пример: вам нравится песня Майкла Джексона “Beat It”, и вы решили сделать на нее кавер (или, к примеру, ремикс), чтобы получить свою долю просмотров и новых подписчиков. Но на эту песню есть уже тысячи видео с миллионами просмотров. Вряд ли вам удастся с ними конкурировать. Они там уже давно, и поисковый движок с большей вероятностью покажет их при запросе «кавер Michael Jackson “beat it”». Да и запросов таких сегодня будет не так много.
Но если вы решили сделать кавер (ремикс, разбор или что-то еще) песни Katy Perry- Roar (или другой, популярной сегодня) — то вы будете конкурировать с такими же новыми видео с тем же числом просмотров. И у вас будет шанс закрепиться в ТОП-е. Да и запросов здесь несоизмеримо больше, так что если вам удастся оказаться наверху, это окупится сполна.
Как организовать свой концерт?
Главное в этом деле — найти подходящую площадку с достойными условиями. Тут есть несколько опций.
Бесплатный вариант музыкант может выступить бесплатно, иногда даже забрать все деньги с билетов (за вычетом пары тысяч ₽ — оплаты звукорежиссёра). В таком случае площадка зарабатывает только на напитках и еде, которую закажут посетители. Подвох: часто на таких условиях работают не очень хорошие площадки.
Потенциально выгодный вариант договориться с площадкой о том, что она заберёт процент с проданных билетов (обычно это 20–30%). При этом площадки часто устанавливают лимит — например, заплатить не меньше 10 тысяч ₽ (но такого условия может и не быть). Подвох: клубы не любят сотрудничество за процент, если не знают, сколько людей может собрать группа и какой минимум билетов продать — это проблема для начинающих исполнителей.
Основной вариант аренда площадки. Средние расценки на небольшие клубы на сто-двести человек в Москве — 10–20 тысяч ₽. В аренду входит технический райдер (усилители, свет, микшерный пульт, ударная установка) и работа звукорежиссёра. Удивительно, но снять площадку в столице обычно легче и дешевле, чем в регионах. Например, одинаковые по райдеру и вместимости клубы в Москве и Казани будут стоить 20 тысяч ₽ и 50 тысяч ₽ соответственно. Потому что в Москве и Петербурге куча площадок, заточенных под самые разные выступления, а в остальных городах — либо малюсенькие клубы для дискотек, либо огромные залы, подходящие для коммерческих артистов. Плюс в столице выше зарплаты — и люди больше тратят в баре, а это едва ли не основной доход клуба.
Площадки вполне удобно искать в интернете. Лайфхак: часто можно найти хороший клуб, подсмотрев, где выступают коллеги-музыканты с похожей аудиторией. Первый вопрос, который задаёт арт-директор площадки, когда ему пишет незнакомая группа: «Сколько будет человек?» Просчитать несложно, обычно это 10% от числа подписчиков в конкретном городе. Имейте в виду, лето — мёртвый сезон, лучшее время — с октября по май. Ещё нужно следить за тем, чтобы в день концерта не были запланированы похожие мероприятия. Не ставьте концерт одновременно с более известной группой, которую слушает ваша аудитория, иначе к вам придут три человека.
Менеджер
Менеджер или агент — это человек, который профессионально занимается всей «закулисной» работой проекта. Он знает, как продвинуть песню, организовать гастроли, провести переговоры с лейблом.
Обычно менеджеры работают за процент от гонораров за выступления и продаж. Процент варьируется в зависимости от функционала: менеджеры берут за организацию концертов в среднем 10%, а за полный цикл — 20-40%. При этом последний обычно собирает и содержит за свой счет команду, которая обеспечивает таргетинг, дизайн, фотографии, видео, ведение соцсетей. Если за проектом нет мощного лейбла, ему также нужен будет тур-менеджер, который будет сопровождать команду на выездах и помогать с организацией. Иногда эту функцию на себя берут концертные менеджеры, иногда нанимают отдельного человека.
Искать менеджера стоит, когда у артиста есть уровень популярности, обеспечивающий хотя бы 10-20 концертов в год. Менеджер вряд ли возьмётся за работу с совсем «зелёным» исполнителем, поэтому сначала придётся добиваться признания своими силами.
Найти агента можно в тематических сообществах, на форумах, конференциях или просто разместив вакансию. Либо можно обратиться в промоагентство, которое занимается продвижением артистов. Почти всегда они специализируются на определенных нишах: классическая музыка, поп, рок, электроника, молодые исполнители. В России продвижением музыкантов занимаются Invisible Management и некоммерческий проект RUSH.
Где взять деньги на музыку?
Если человек задумал стать артистом, ему сразу нужно выбрать: хочет ли он заниматься музыкой как творчеством или музыкой как бизнесом. Если первое — пусть забудет о деньгах по крайней мере на ближайшие N лет. Если второе — пусть готовится играть каверы на корпоративах или просчитывать, какой жанр популярен и какая ниша свободна, чтобы «выстрелить».
Любая группа на начальном этапе «уносит», а не приносит деньги. И этот этап может длиться сколько угодно. Есть феноменальные случаи вроде «Пошлой Молли» или «Кис-кис», которые «выстреливают» с первым же синглом или альбомом. Но большинство музыкантов всё-таки развиваются планомерно, и это развитие требует больше времени — и денег. Многие группы так и застревают на начальном этапе. Иногда на фестивалях пересекаемся с людьми, которые играют по 10–15 лет и остаются на уровне клубных «солянок», где их приходит послушать максимум 20 человек.
У каждого из музыкантов группы «Вопрос» есть работа. И музыка воспринимается как творческая самореализация, которая требует постоянных расходов и лишь в перспективе может стать источником дохода. Один раз мы даже взяли кредит — на съёмки первого клипа, до сих пор по нему расплачиваемся.
Кто такой продюсер и нужен ли он группе?
Продюсером часто называют любого человека, который занимается делами группы, и путают его с менеджером или инвестором. Это ошибка. В идеале с исполнителем должны работать минимум пять человек: концертный директор, менеджер (нянька для музыкантов, который напоминает, когда и куда идти, запрашивает всю информацию для остальных членов команды и т. д.), SMM-менеджер, PR-менеджер и, собственно, настоящий продюсер — человек, который работает над образом группы и её звучанием.
Существуют группы, которые изначально задумывались как продюсерские проекты. Примеры — «Тату, «ВИА Гра», Serebro
Есть концепция, под неё подбираются исполнители, и даже не особенно важно, кто именно будет петь: в той же «ВИА Гре» уже сменились 20 человек, а группа всё та же. Другой вариант — когда музыканты сами приходят к продюсеру или обращаются в продюсерский центр
Задача продюсера в этом случае — сделать группу успешной и популярной. Часто это происходит в обмен на творческую свободу исполнителя: продюсер может полностью контролировать запись альбомов, репертуар и даже личную жизнь артистов — вплоть до ответов на интервью и придумывания «легенд».
Обычно продюсеры получают процент от прибыли артистов. Средняя ставка небольших продюсерских центров или не слишком известных продюсеров — 20%. Крупные продюсеры забирают себе гораздо больше. Бывает, что самим артистам остаётся в лучшем случае 20% от дохода — особенно если это продюсерский проект.
Мне кажется, самобытным исполнителям не стоит обращаться к продюсерам. Лучше найти людей, которые будут помогать в организационных вопросах и с продвижением (потому что музыканты всё-таки должны заниматься музыкой). Это дешевле и позволит не потерять «лицо» и свободу. К тому же не все продюсерские центры полноценно отрабатывают свои гонорары: кто-то может взять 100 тысяч ₽ и организовать за эти деньги публикацию в «Московском комсомольце», эфир на радио «Видное» и пару выступлений в «Китайском лётчике» (где вполне можно договориться выступить бесплатно).
Сколько получают
Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.
Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).
Перспективы профессии
Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.
В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Что читать?
- http://wikisound.org — основа основ. Мекка начинающего музыканта. Самая большая энциклопедия звука на русском языке.
- http://www.7not.ru/ — любимый портал всех каноничных музыкантов. Здесь будет полезно впитывать информацию, если ты играешь на музыкальных инструментах.
- https://zwook.ru/ — школа электронной музыки. Но нас интересует не само обучение, а материалы внутри сайта, где есть, что почерпнуть.
- https://corpuscul.net/ — огромное количество теоретического материала, написанного простым языком.
- https://rmmedia.ru/ — самый крупное ристалище мюзик мейкеров. Наверное, единственный форум, который еще не сдох и где можно получить ответ на свой вопрос.
Личный опыт
Артем Самодуров, джазовый музыкант
Я выбрал самообразование. Мое первое образование – экономическое, есть своя фирма. Джазом увлекся позднее. Был бы рад пойти учиться в ГМУЭДИ (Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства) на очную форму, но у меня очень мало времени на совмещение – тратить его на такие предметы, как «история музыки ХХ века» совсем не хочется. Поэтому я набрал преподавателей по основным предметам и хожу на индивидуальные занятия. По стоимости получается одно и тоже, а индивидуальный подход и свобода от экзаменов позволяет сделать что-то шире общей образовательной программы. Гармония, сольфеджио, специальность – вот три столпа. Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально. Сейчас готовлюсь к поступлению в Голландию. Надеюсь, что через два года получится уехать.
Никакие бумаги в этой сфере тебе не помогут, если ты не научился играть музыку. «Лажу» на джеме с классными музыкантами дипломом не прикроешь, а если произведешь фурор своим мастерством, то диплом никто не спросит. Если говорить совсем грубо, то профи – это тот, кто умеет играть все и круто, как минимум в своем направлении.
Если говорить о джазе, то без образования тебе не удастся общаться с другими музыкантами на одном языке. Многие великие джазмены не знали нот, как Чарли Паркер или наш современник двенадцатилетний Джоуи Александр. Но это исключения. Правда между двумя крайностями. Наличие диплома не делает из тебя музыканта и наоборот
Все определяется на прослушиваниях, где важно лишь твое мастерство
Коммерческий успех
Во-первых, многое зависит от музыки, которую ты играешь. У меня много знакомых-непрофессионалов, которые с авторской музыкой в различных направлениях неплохо зарабатывают в дополнение к основной офисной работе. Во-вторых, если говорить о серьезной профессиональной сцене, где ты играешь и записываешь чужую музыку за деньги, то заработать можно без офиса, но конкуренция невероятно высока. В-третьих, можно самому писать серьезные альбомы с серьезной музыкой, играть концерты и зарабатывать еще больше, но это уже что-то из разряда построения бизнеса. Нужны идеи, свой стиль исполнения и высочайшее мастерство. Плюс маркетинг и раскрутка. Но менеджер Газпрома все равно зарабатывает больше среднестатистического музыканта. Sad, but true.
Образование
У нас системы джазового обучения нет. Знания отрывочны, во многом заимствованы из классики и отличаются в зависимости от преподавателя. Наше обучение – это отношения «учитель – ученик». Из уст в уста, можно сказать. Несколько месяцев назад я начал брать уроки у музыканта, который закончил Академию джаза в Голландии. Занимаемся по учебникам Беркли. За эти несколько месяцев я узнал и поставил на место столько знаний, сколько не смог за предыдущие три года обучения в колледже (МКИМ). Хорошим музыкантом ты можешь стать и здесь, есть классные музыканты, но средний уровень музыкантов ниже на порядок. В любом случае, если хочешь стать «фирмачем», то тебе придется делать 200% работы вне зависимости от страны и места обучения.
Что касается зарубежного образования – Codarts Rotterdam в Голландии по программе New York Jazz. Там одни из лучших преподавателей и музыкантов мира, есть знакомые, которые там учились. Хорошее место. Многие уезжают в Berklee, но там берут баснословные деньги.
Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?
Тем, кто родился музыкантами, очень повезло, всех остальных ожидает адский каждодневный труд многочасовых занятий!
P.S.: Мнение редакции может не совпадать с мнением респондентов.
С чего всё началось
Музыкой я увлекаюсь давно. Мама включала мне в детстве классические симфонии, а лет в 8–9 больше всего меня вдохновляло творчество Димы Билана. В 13 лет я понял, что писать простую музыку — не так уж и сложно. На iPad в приложении GarageBand написал свои первые песенки и выложил в соцсети. Это, конечно, было просто баловство. Первая песня называлась «Бутерброд» и очень понравилась моим друзьям. До сих пор натыкаюсь на неё и переслушиваю — качает.
Для меня музыка была отдушиной. Я был серьёзным подростком, нацеленным на карьеру в международных отношениях, поэтому ничто не могло сделать меня счастливее, чем прийти домой после уроков и позаниматься музыкой. Я даже сам научился играть на гитаре!
Классическая музыка
Классическая музыка вечна, всегда будут люди, которые страстно любят это неустаревающее направление. Любители классики чаще всего имеют отношение к профессиональному обучению; речь идет о музыкальных школах, консерваториях. Во многих городах выступают местные или региональные филармонии, так что легко можно послушать произведения классиков вживую. Другой вопрос – как самостоятельно начать заниматься классической музыкой? Конечно, это непросто.
Если есть желание петь, то неплохой вариант – записаться в местный хор, который практически всегда организуется при техникуме, институте, университете; в местном доме культуры также можно найти соратников по занятиям музыкой. На городском форуме можно отыскать соответствующий раздел и найти знакомства там. Благо, что в настоящее время нет проблем с инструментами: в обычных музыкальных магазинах без проблем можно приобрести новые или б. у. классические инструменты.
Главная проблема состоит в том, что заниматься классикой довольно сложно самостоятельно, не обойтись без репетитора или школы для взрослых. При этом нужно учитывать, что такие вещи, как и классические инструменты, стоят немало. Также проблема в том, что классическое исполнение изначально требует более продвинутой техники — занимаясь с репетитором для себя, вы можете запросто не найти своего слушателя никогда, ведь ваши конкуренты отправились в музыкальную школу в детстве и затем посвящали занятиям музыкой все свое время.
Недостатки профессии музыкант
Несмотря на весь романтизм и привлекательность профессии, не каждому музыканту удается достичь успеха. Бесчисленные тщетные попытки пробиться на вершину Олимпа очень часто приводят к депрессии. Годы обучения становятся бесполезными и, отчаявшись, он забывает о своей мечте и бросает творчество.
Прогремевшим и известным именам в музыкальной индустрии также есть чего опасаться. Слава – не вечна. Громко заявить о себе и занять определенную нишу на профессиональном поприще недостаточно, поскольку удержаться будет очень сложно. Скорость, с которой забываются имена артистов, независимо от количества лет, которые они отдали своему делу, молниеносна.
Единственное, что может уберечь их от этого – тяжелый, практически круглосуточный труд, непрерывные репетиции, самосовершенствование и выпуск новых произведений. А это отнимает практически всю энергию, обессиливает человека и негативно сказывается на самочувствии.
Необходимые навыки
Опыт написания и исполнения собственных песен будет большим преимуществом для певца.
Кэти Перри до того, как стала знаменитой, выступала на вечерах открытого микрофона. Джастин Бибер выступал на небольших музыкальных конкурсах, а его мама заливала видео на YouTube. Карли Рэй Джепсен была вокалисткой в местной свинг-группе и вела открытый микрофон в кофейне, где она работала.
Будет полезно не только знать как писать цепляющие и красивые песни, но и уметь продвигать себя. Charli XCX изначально запостила свою музыку на MySpace. Там её заметил клубный промоутер и предложил выступить на одной из вечеринок. После этого перед ней открылось много новых возможностей для живых выступлений. Песня певицы Лорд «Royals» стала мировым хитом после того, как она запостила его бесплатно на своей страничке в SoundCloud в мини-альбоме «Love club».
Трудоустройство
С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.
Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.
В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.
Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.
Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.
Кто может стать певицей?
Как же можно оценить девушке свои голосовые данные и понять – способна она или нет быть профессиональной певицей. Ведь, все ее пение в караоке и в компании друзей не считается, друзья и знакомые могут быть в восторге от ее исполнения, могут говорить комплименты в ее адрес, но у них нет специального музыкального образования.
Если девушка действительно желает стать певицей, то ей не в шоу талантов нужно участвовать, а получать музыкальное образование. Не стоит забывать, что быть певицей на самом деле очень не просто. Кто-то может подумать, что ничего нет проще – открывать рот и петь, что душе угодно, причем за это еще и деньги платят. Но даже имея прекрасные вокальные данные, профессия певицы требует огромных усилий, терпения и необыкновенного труда
Для артиста, который выходит на сцену очень важно не только обладать слухом и голосом, но и харизмой, приятной внешностью. Певица должна быть артистичной, улыбчивой, уметь правильно двигаться на сцене, а значит, у нее должно быть отличное чувство ритма