Задание 8. синтаксические нормы. нормы согласования. нормы управления
Содержание:
- ↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
- ↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку
- ↑ Теория. Типы речевых ошибок.
- Приставочные
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
- Как правильно выполнить задание 9: алгоритм
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
- ↑ Формулировка задания
- ↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
- Языковые средства выразительности
- 3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- Корни с безударными проверяемыми гласными
- Изменения в Задании №16
- Правописание корней слов — правила
↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234
↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
↑ Теория. Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости:
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
задание 5 ЕГЭ
Приставочные
(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)
- Вдох — вздох
- Выбирая — избирая
- Выдача — отдача — передача — раздача
- Выплата — оплата — плата — уплата
- Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить
- Вырастить — нарастить — отрастить
- Выращивание — наращивание — отращивание
- Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить
- Занизить — понизить — снизить
- Заплатить — оплатить
- Заполнить — наполнить — переполнить
- Заполнен — наполнен — переполнен
- Надеть — одеть
- Напоминание — упоминание
- Обрывок — отрывок
- Обхватить — охватить
- Ограничить — отграничить — разграничить
- Оклик — отклик Отклонение — уклонение
- Отклоняться — уклоняться
- Отличать(-ся) — различать(-ся)
- Отличие — различие
- Перетерпеть — претерпеть
- Предоставить — представить
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Типичные случаи нарушения синтаксических норм
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
благодаря (кому) другу вопреки (чему) ожиданию согласно (чему?) расписанию
по приездЕ в Казань по истечениИ срока по прибытиИ домой
- Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
- Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
- Нарушение согласования
-
Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
- сложносочиненные (состоят из равноправных частей)
- сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей)
- сложные предложения с разными видами связей
- Нарушение в построении предложения с обособленным определением
-
Неправильное употребление им. числительного Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
- Неправильное употребление местоимения.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Не должно быть избыточного использования союзов.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:
- Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
- Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
- Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
- Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Смотри также:
- Морфологические нормы (образование форм слова)
- Лексические нормы
- Теория по заданиям ЕГЭ русского языка.
Как правильно выполнить задание 9: алгоритм
Разбор 9 задания ЕГЭ по русскому производится в соответствии со следующим алгоритмом:
Отметить, что нужно искать.
Сразу отмечать корни: иногда знакомая комбинация букв может входить в состав морфемы на другое правило (например, отвар — похоже на -твар-/-твор-, но корнем будет в слове -вар-, а от- — приставкой).
Сразу исключать ряд, в котором попадается не подходящее под задание слово. Это поможет сократить время на выполнение КИМ-а
Чтобы облегчить себе задачу, можно сразу пометить все чередования.
Если необходимо найти безударные, то требуется обратить внимание на все гласные, на которые не падает ударение и которые находятся в корне. Если хоть одна из них попадает под правило (проверяется или не проверяется), то слово и ряд не исключается.
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
- Внимательно прочитайте все слова.
- Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
- Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
↑ Формулировка задания
Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)
Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)
↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Языковые средства выразительности
Фонетические средства выразительности
- Аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Например: Город грабил, грёб, грабастал.
-
Ассонанс — повторение гласных. Например:
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…(Б.Пастернак)
-
Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.
Лексические средства выразительности (тропы)
- Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Например: золотая роща, весёлый ветер
- Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
- Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве. Например: Ситец неба голубой.
- Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например: Спит черёмуха в белой накидке.
- Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например: Я три тарелки съел.
- Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотребление целого вместо части (и наоборот). Например: Швед, русский колет, рубит, режет…
- Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
- Гипербола — преувеличение. Например: Двести лет тебя не видел.
- Литота — преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.
- Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например: Царь зверей (лев).
-
Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?» А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»
- Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов. Например: звонкая тишина, горячий снег
- Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Например: зарыть талант в землю.
- Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
- Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.
- Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
- Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
- Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например: Как заработать миллион?
- Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение. Например: Кто ж не сможет его догнать?
- Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций. Например: О Море! Как же я скучал!
- Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк. Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
- Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
- Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.
-
Анафора — единоначатие. Например:
Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.
-
Эпифора — повтор конечных слов. Например: Лес не тот!
Куст не тот! Дрозд не тот!
- Парцелляция — разделение предложения на части. Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
- Решай задание 26 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение — название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?
Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:
Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» ( Им.п.)
Моя мама работает на фабрике « Заря».
Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:
Я восхищаюсь « Войной и миром» ( Тв.п.)
Она работает на « Заре» ( П.п.)
Какая же бывает ошибка в задании № 7?
Пример:
Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).
Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»( верно: книгу « Война и мир»).
Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
- Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
- Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
- При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Изменения в Задании №16
Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.
Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:
- в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
- во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
- в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
- в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
- в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».
Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.
Правописание корней слов — правила
Чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно уметь различать группы корней со стандартным чередованием, а также знать исключения, и помнить уже обозначенное чередование -и-/-а-(-я-).
Стоит обратить внимание, что разбор 9 задания ЕГЭ по русскому должен учитывать такое явление, как омонимию. Чередующиеся корни имеют тот же смысл, именно поэтому слова мерить (производить измерения) и мирить (сближать людей) не будут корнями с чередованием, а вот слова умереть (прекратить жить) и умирать (прекращать жить) будут ими
Всего на ЕГЭ встречается девять корней, которые часто путают с омонимичными и которые чередуются в определенном значении:
- -кас-/-кос- — дотрагиваться,
- -дер-/-дир- — снимать верхний слой,
- -мер-/-мир- — перестать что-то делать,
- -тер-/-тир- — размазывать,
- -твар-/-твор- — создавать,
- -зар-/-зор- — утро (заря),
- -чет-/-чит- — совмещать, убавлять,
- -клан-/-клон- — нагибаться,
- -плав-/-плов- — передвигаться по воде.
Также существуют нюансы проверки гласных. Смысл проверяемого и проверочного слов должен совпадать: так, седеть (от страха) нельзя проверить деепричастием сидя (на стуле), так как значение у слов абсолютно различен.
Таким образом, чтобы понять, как решать 9 задание ЕГЭ по русскому, нужно заранее изучить корни с чередованием и правила их употребления, а также запомнить и научиться применять алгоритм решения. Тогда разбор 9 задания ЕГЭ по русскому будет даваться легко, а это принесет желанные баллы за экзамен.