Как стать спортивным журналистом: курсы, обучение, зарплата и советы начинающим

Преимущества профессии

Широкий круг общения, который по долгу службы создается у каждого журналиста, компенсирует потребность быть на виду и чувствовать свою значимость для энергичных, активных людей.

Оценка работы. Журналист, который написал хороший материал или сделал отличный видеосюжет, всегда получает позитивные оценки со стороны окружающих. В этой деятельности не нужно долго ждать результата. Она предполагает почти мгновенный отклик, и это не может не нравиться. Если журналист утверждает, что ему все равно, как отреагируют на его материал, значит, он — случайный человек в профессии.

Социальная активность. Журналисты всегда на виду и ежедневно общаются с десятками людей. В этой профессии принято всегда хорошо выглядеть и быть готовым через 10 минут сорваться и умчаться на интервью. Такой образ жизни овеян романтизмом, а если он приносит еще и финансовые плоды, оказывается куда привлекательнее, чем работа бухгалтером или логопедом.

Возможность сменить профессию. Из журналистов получаются хорошие пресс-секретари, пиар-агенты и даже политики. За время профессиональной деятельности могут появиться многочисленные полезные знакомства и интересные предложения по трудоустройству.

Как правильно построить статью

Структура статьи — это заголовок, лид, подзаголовки, основной текст, заключение. Работу над статьей начинают с основной части, а уже по ее завершении пишут вступление, заключение и заголовок. Впрочем, эта рекомендация может быть нарушена в части заголовка.

Заголовок

Важнейшее звено в структуре публикации. Все люди начинают чтение с заголовка. И если он их не зацепил, переводят взгляд на другой материал. Заголовок – это реклама текста.

Он должен содержать ответ на вопрос, интересующий читателя («Как выйти на пенсию досрочно?»)

Чтобы привлечь внимание, надо использовать интересные речевые обороты («Канули в лето» — о проблемах туроператоров). Хороши вопросительные заголовки

Лид

Первый абзац статьи отвечает на вопросы: что полезного в этом материале и кому он предназначен. Должен быть коротким (2-3 предложения), информативным и «липким», чтобы притянуть читателя и заставить прочесть весь материал. Пример из «Аргументов и фактов»: «Россия входит в топ-10 стран с наибольшим количеством смертей от болезней сердца, хотя в развитых странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается». Понятно, о чем пойдет речь, кому и зачем надо читать.

Подзаголовки

Они тоже должны интриговать: намекать, о чем будет разговор, но не рассказывать всего. Если пишете для серьезных изданий, а не желтой прессы, не выносите в подзаголовки голословные и заведомо ложные сведения.

  • Используйте глаголы.
  • Соблюдайте единый стиль подзаголовков.
  • Избегайте фраз со знаками препинания.
  • Точки в заголовках и подзаголовках не ставьте.

Основная часть

Это самая объемная часть статьи, содержит несколько разделов, отмеченных подзаголовками.

Автор описывает проблему, объясняет, чем она опасна, дает статистические данные, приводит мнения экспертов, обязательно обращается к чувствам читателя, осознавая и поддерживая связь с ним

Читатель должен понять, что написанное важно лично для него

Далее переходит к решению проблемы. Перечисляет источники. Сравнивает их, рассказывает, почему не все работают.

Приводит примеры из личной жизни, комментарии экспертов, цитаты, полезные советы. Это оживляет текст.

Предлагает свой (или предпочтительный) путь решения, доказывая его преимущества причинно-следственным способом.

Заключение

В этой части статьи подводится итог рассуждений или дается вывод. Автор выделяет и повторяет для читателя самые важные моменты статьи. Это позволит читателю самому сделать вывод из прочитанного и, возможно, продолжить изучение темы.

Вам будет интересно прочитать

Как журналисту зарабатывать в Интернете

Какие предметы сдают при поступлении на журналистику на базе вуза

Программу проведения дополнительных творческих и профессиональных испытаний вузы разрабатывают самостоятельно, поэтому формат сдачи экзамена и требования могут сильно отличаться. Поэтому что конкретно вам предстоит сдавать – надо уточнять в том вузе, в который вы планируете поступать.

В большинстве случаев испытание делится на две части:

Это может считаться одним экзаменом, состоящим из двух частей (максимальная оценка – 100 баллов в сумме, причем «вес» каждой части определяется вузом) или же двумя отдельными испытаниями, каждое из которых оценивается по 100-балльной шкале. При формировании рейтинга поступающих баллы за ЕГЭ и творческие испытания суммируются.

При написании эссе абитуриентам обычно предлагается несколько тем на выбор, причем большинство вузов включает в список темы с «профессиональным» уклоном – общественно-политические, посвященные профессии журналиста или СМИ в современном мире и так далее. Достаточно частое требование – полное или частичное соответствие творческой работы какому-либо из журналистских жанров (репортаж, очерк, проблемная статья и так далее).

Собеседование может проходить в формате свободной беседы, цель которой как правило – составить мнение об общем уровне развития абитуриента и его кругозоре в области СМИ, предпочтениях в журналистике, отношения к выбранной профессии, осознанности решения стать журналистом.

Однако довольно часто собеседование превращается в своеобразный экзамен: абитуриенты тянут билеты с вопросами и отвечают на них. Программа испытания, вопросы и список рекомендованной литературы в таком случае заранее публикуется на сайте приемной комиссии, чтобы у абитуриента была возможность подготовиться. В большинстве случае вопросы посвящены:

  • истории журналистики
  • средствам массовой информации в современном мире,
  • особенностям СМИ разных типов,
  • характеристикам основных журналистских жанров и так далее.

При большинстве журфаков работают подготовительные курсы или «малые факультеты», ориентированные именно на подготовку к творческим испытаниям, и их посещение сильно повышает шансы на успешное поступление. Серьезным «плюсом» при подготовке к испытаниям станет и опыт работы в редакции подростковых или молодежных СМИ или опыт сотрудничества со «взрослыми» изданиями – это позволяет лучше узнать профессию и познакомиться с редакционным процессом «изнутри».

Как подготовиться?

Самое главное при подготовке к поступлению – выбрать ВУЗы и тщательно исследовать их требования к абитуриентам. Как видно из списка ВУЗов, эти требования могут отличаться. Также стоит участвовать во Всероссийской олимпиаде, а также в профильных конкурсах, которые проводит ВУЗ. Причем чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов.

Понятно, что подготовке к ЕГЭ надо уделить большое количество времени. Попадание в престижные ВУЗы страны предполагает баллы ЕГЭ, близкие к максимальным.

Также не стоит пренебрегать возможностью поступать на три направления одного ВУЗа. Главное – попасть в нужное учебное заведение, потом можно перевестись.

Кроме того, нужно оформить портфолио: публикации в Интернет-СМИ (есть удаленные стажировки, где не важен возраст), грамоты и сертификаты. Отличный способ набить руку и получить возможность публиковаться (причем, недаром) — попробовать себя в копирайтинге.

Перед творческим конкурсом следует тщательно следить за сферой СМИ, причем выбирать наиболее авторитетные, знания из этих источников помогут пройти испытания. И самое главное – не паникуйте и верьте в себя!

Журналистика – это не сенсации и скандалы!

Какие качества нужны в этой профессии?

Чтобы достичь успеха в журналистике, нужно обладать как профессиональными навыками и знаниями, так и личными качествами. Не обойтись в работе без коммуникабельности, ведь вам постоянно придется общаться с людьми, брать комментарии и интервью. Пригодится любознательность и желание выяснить правду во что бы то ни стало. Кроме того, журналистика – это творческая профессия, поэтому без креативности никуда. А еще нужно быть наблюдательным и мобильным.

Какие плюсы в работе журналиста?

Во-первых, работа у журналистов всегда интересная. Вы будете находиться в центре событий и первыми узнавать новости. Во-вторых, журналист доносит до общества правду и влияет на формирование общественного мнения

Это значит, что своими статьями вы можете восстановить справедливость или привлечь внимание людей к важной проблеме

Например, напишите о загрязнении океана и люди, прочитавшие вашу статью, начнут бережнее относиться к природе. В-третьих, журналистика позволяет завести полезные связи и познакомиться с выдающимися людьми. А если вы пойдете на телевидение, то даже можете сами стать публичным лицом.

Еще одно преимущество журналистики – возможность бесплатно путешествовать, ходить в кинотеатры, на концерты, выставки и в другие места. Более того: когда вы напишите об этом статью, вам еще и заплатят!

Какие минусы есть в работе?

Работа журналиста часто бывает стрессовой. У нас ненормированный рабочий график и мы несем ответственность за каждое слово в статье. А если проводить журналистские расследования, то профессия может быть опасной.

Как обычно проходит день журналиста?

Все зависит от того, в каком издании вы работаете. Если это ежедневная газета, то делать все нужно оперативно. С утра – мониторинг новостей и событий, который нужно проанализировать и осветить в СМИ. Потом вы получаете задания от главного редактора: кто-то едет на открытие выставки, а кто-то будет освещать митинг. Когда приезжаете на место происшествия, нужно поговорить со свидетелями или героями события.

По возвращению в редакцию проверить все факты, возможно, позвонить какому-нибудь эксперту и взять комментарий. Например, связаться с министром и узнать, как он планирует решать проблемы митингующих. Когда вся информация есть, можно приступать к написанию статьи. Придумать интересный заголовок, подготовить текст и подобрать изображение к материалу.

Какие мифы о работе журналиста существуют?

Многие считают, что если ребенок хорошо пишет сочинения в школе, то у него есть способности к журналистике. Это правда лишь отчасти! Безусловно, умение ловко писать тексты будет способствовать успеху в профессии, но сегодня журналистика становится более аналитической. Поэтому на первый план выходит способность к анализировать, включать логику и сопоставлять факты.

Еще один распространенный миф: учиться на журналиста легко. На самом деле журналистика требует глубоких знаний во многих науках: экономике, политологии, философии, литературе и других дисциплинах.

Также не стоит думать, что журналистика – это сплошные встречи со звездами, фуршеты и интересные знакомства. Часто нужно пройти длинный профессиональный путь для того, чтобы брать интервью у звезд.

Еще говорят, что журналисты любят сенсации и скандалы. Это не совсем так, ведь профессиональный журналист всегда будет придерживаться журналистской этики и не будет спекулировать фактами ради сенсаций!

Хотите узнать больше о работе журналиста? Смотрите бесплатную лекцию ЗДЕСЬ!

Смартфоны

Рост использования смартфонов значительно повлиял на развитие спортивных СМИ. Спортивные СМИ теперь доступны практически из любого места в любое время. Поклонники могут проверить результаты в различных приложениях, таких как ESPN и Global Sports Media. Социальные сети также укрепили арену спортивных СМИ. Поклонники могут не только следить за спортивными новостями на таких сайтах, как Twitter и Facebook, но и получать более личный и прямой контент от спортсменов и тренеров. Видео и основные моменты спортивных событий теперь также легко доступны, как и комментарии журналистов. Поскольку эти платформы, как правило, бесплатны, эта новая волна контента становится популярным способом привлечения подписчиков. Этот тип быстрой и простой информации очень важен для любителей спорта. Это изменило способ публикации контента на таких сайтах, как Twitter, где автор ограничен количеством символов. Рассказы сокращены до 240 символов и быстро по сути. Последние спортивные новости часто появляются в Твиттере. Спортивные инсайдеры очень спешат первыми раскрыть информацию.

Выдающиеся представители профессии

В спортивной журналистике есть свои «звезды» — представители профессии, которые стали известными на всю Россию благодаря своим талантливым и ярким трансляциям.

Среди них такие личности, как:

Александр Елагин. Многие футбольные болельщики полюбили эту игру именно благодаря телеканалу «Рен-ТВ», где Елагин ведет онлайн-трансляции. Александр Викторович — ходячая энциклопедия футбола, особенно английского, а его репортажи настолько эмоциональны и завораживающи, что оторваться от них не могут даже те, кто не интересуется футболом.
Дмитрий Губерниев. Заклинатель человеческих эмоций. Одни его боготворят, другие ненавидят, но равнодушным к харизматичному комментатору с «Матч-ТВ» не остается никто

Обладает талантом привлечь всеобщее внимание даже к заурядному спортивному событию. Дмитрия часто критикуют за излишнюю эмоциональность, саморекламу и эпатаж в ущерб информативности, но, в конце концов, кто из нас не без греха?
Сергей Курдюков

Комментирует преимущественно состязания по биатлону на телеканале «Eurosport». В противовес своему конкуренту Губерниеву, Сергей обычно сдержан и рассудителен. Его конек — внимание к деталям и грамотная, исчерпывающая аналитика.
Василий Уткин. Еще один харизматичный, талантливый комментатор с изрядной долей эпатажа. Виртуозно владеет словом и обладает тонким чувством юмора. К сожалению, в последнее время передачи с Василием можно увидеть все реже.
Роман Нагучев. Стал знаменитым благодаря нецензурному выкрику во время трансляции матча «Аугсбург — Гамбург». К счастью, репортер не растерялся и поистине «блЯстяще» выкрутился из положения. Богатый словарный запас и энциклопедические знания Романа о международном футболе делают его репортажи необыкновенно захватывающими. Скромен, во время эфира не тянет «одеяло на себя», а концентрирует внимание зрителей на самой игре, вникая в тактические нюансы и грамотно донося их до болельщиков.
Владимир Стогниенко. Любит спорт всей душой и рассказывает о нем ярко, легко, интересно и без лишнего пафоса. Обладает талантом вызывать у каждого зрителя ощущение, что обращается к нему лично. Эмоционален, любит ломать шаблоны и удивлять: однажды по окончании победного матча против Египта Владимир включил в прямом эфире песню группы «Ленинград».

20 век

The New York Herald была первой газетой, последовательно освещавшей спорт. The New York World в 1883 году была первой газетой, в которой был полностью открыт спортивный отдел. В последующий период 1880-1920 гг. В публикациях резко возросло освещение спорта. Исследование показало, что в 1880 году только 0,4% места в газете было посвящено спорту. К 1920-м годам эта доля выросла до 20 процентов

В то время в газетах основное внимание уделялось освещению отдельных игр и обзорам спортивных событий. Местные издания начали нанимать репортеров, которым было поручено следить за всеми событиями, имеющими отношение к команде

Это включало поездку с командой и интервьюирование игроков. Команды также начали создавать специальные секции под названием пресс-бокс на стадионах для прессы, чтобы сидеть и записывать заметки об игре.

По мере того, как технологии вводили новые разработки, такие как радио, телевидение и Интернет, акцент в освещении спорта сместился с игры за игрой на статистический анализ игры и фоновые данные игроков. Это также сопровождалось значительным ростом спорта среди широкой публики. Растущая популярность футбола, баскетбола и хоккея означала, что больше контента для публикации и больше заинтересованных читателей. Это привело к созданию таких журналов, как Sports Illustrated, впервые опубликованное в 1954 году, было одним из первых изданий, посвященных исключительно спорту. Sports Illustrated был детищем Генри Лукре, который считал, что в то время авторитетные издатели не воспользовались огромным интересом публики к спорту. Выпуская еженедельные выпуски, Sports Illustrated смогла выпускать больше классических журналистских материалов, поскольку у авторов было больше времени на исследования и проведение более длинных сеансов интервью с игроками и тренерами.

Каким должен быть настоящий журналист?

Обучение в ВУЗе на профильном факультете даст все, что нужно журналисту в плане профессиональной подготовки, но этого может оказаться недостаточно. Для достижения успеха и эффективной работы в этом направлении мало уметь красиво излагать свои мысли. Надо обладать рядом обязательных личных качеств, понимать и принимать уровень ответственности.

Качества, которые должны быть у журналиста:

любопытство, любознательность, стремление к постоянному развитию;

коммуникабельность, общительность;

устойчивость к стрессам;

пунктуальность, педантичность;

терпение, толерантность;

дипломатичность;

умение работать в команде и самостоятельно.

При всем этом для журналиста обязательны грамотная речь, обширный словарный запас, отсутствие проблем со здоровьем. Приветствуются широкий кругозор и наличие глубоких знаний в какой-либо области.

Качества хорошего журналиста

Чтобы стать хорошим журналистом, не обязательно получать профильное образование. В эту профессию приходят и филологи, и психологи, и даже экономисты. Профильное образование, конечно, упрощает старт в карьере, так как молодой специалист после окончания вуза понимает специфику работы и знает, как готовить материалы в тех или иных жанрах.

Но наличие базы знаний по теме экономики или культуры тоже позволяет работать журналистом, если человеку дано грамотно и лаконично излагать свои мысли. Кроме того, к качествам хорошего журналиста стоит отнести:

  • любопытность и любознательность, заинтересованность, желание постоянно расширять свой кругозор;
  • умение слушать собеседника;
  • способность контролировать и вести разговор;
  • активность в общении с малознакомыми людьми;
  • способность замечать инфоповоды в происходящих событиях;
  • дисциплинированность, организованность.

Зачастую специалисты забывают о последнем пункте в этом списке. Считается, что, работая журналистом, можно жить в своем, удобном графике. На самом деле, перспективы в карьере ждут только того специалиста, который умеет грамотно совмещать свой график с требованиями редакции.

Если корреспондент будет регулярно срывать публикации, не соблюдать дедлайн, терпеть его, даже если он талантлив и прекрасно пишет, не будут. На место недисциплинированного сотрудника найдут нового. И даже если у новичка нет опыта, в редакции его быстро обучат необходимым навыкам.

Женский репортаж

Женщины не всегда были в спортивной репортажной сфере. Такие женщины, как Джейн Честейн и Лесли Виссер , считаются пионерами женского спортивного вещания. Честейн была первой женщиной, которая работала в большой сети (CBS), и первой женщиной, которая в 60-х годах занималась игрой за игрой.

Лесли Виссер была спортивным обозревателем The Boston Globe до того, как присоединилась к CBS в 1984 году в качестве репортера по совместительству. Она — единственный спортивный комментатор в истории, мужчина или женщина, который работал над «Финалом четырех», финалом НБА, Мировой серией, «Футбол в понедельник вечером», Суперкубком, Олимпийскими играми и трансляциями Открытого чемпионата США. Она была признана женщиной-спортивным комментатором №1 всех времен.

Продолжаются дискуссии о том, следует ли разрешать женщинам-репортерам находиться в раздевалках после игр. Если им отказывают в доступе, это дает мужчинам-репортерам конкурентное преимущество на поле, так как они могут брать интервью у игроков в раздевалке после игр. Если доступ в раздевалку будет закрыт для всех репортеров — мужчин и женщин — из-за разногласий, журналисты-мужчины, вероятно, будут возмущаться репортерами-женщинами из-за того, что у них отняли доступ.

Только в 1978 году спортивным журналисткам разрешили входить в раздевалки для интервью. Репортер Sports Illustrated Мелисса Людтке подала в суд на New York Yankees за то, что они не разрешили ей брать интервью у игроков в раздевалке во время Мировой серии 1977 года. Федеральный судья постановил, что этот запрет нарушает положение о равной защите 14-й поправки.

Некоторые женщины-репортеры включают Аделину Дейли (которую некоторые считают «Джеки Робинсон из спортивных журналистов »), Аниту Мартини , Трейси Доддс, Мэри Гарбер , Лесли Виссер , Марджори Эррера Льюис и Салли Дженкинс .

Смартфоны

Рост использования смартфонов значительно изменил популярность спортивных СМИ. Спортивные СМИ теперь доступны практически из любого места в любое время. Поклонники могут проверить результаты в различных приложениях, таких как ESPN и Global Sports Media. Социальные сети также укрепили арену спортивных СМИ. Болельщики могут не только следить за спортивными новостями на таких сайтах, как Twitter и Facebook, но и получать более личный и прямой контент от спортсменов и тренеров. Видео и основные моменты спортивных событий теперь также легко доступны, как и комментарии журналистов. Поскольку эти платформы, как правило, бесплатны, эта новая волна контента становится популярным способом привлечения подписчиков. Такая быстрая и простая информация очень важна для любителей спорта. Это изменило способ публикации контента на таких сайтах, как Twitter, где автор ограничен количеством символов. Рассказы сокращены до 240 символов и быстро по сути. Последние новости спорта часто сначала появляются в Твиттере. Спортивные инсайдеры очень спешат первыми раскрыть информацию.

В Европе

Традицию спортивных репортажей, привлекающую некоторых из лучших журналистов, можно проследить до освещения спорта в викторианской Англии, где есть несколько современных видов спорта, таких как футбольный клуб, крикет, легкая атлетика и регби — сначала были организованы и систематизированы во что-то похожее на то, что мы узнаем сегодня.

Эндрю Уорвик предположил, что Лодочные гонки предоставил первое массовое зрительское мероприятие для журналистского освещения. Гонка, ежегодный гребля событие между Кембриджский университет и Оксфордский университет, проводится ежегодно с 1856 г.

Крикетвозможно из-за своего уважаемого места в обществе, он регулярно привлекал самых элегантных писателей. В Манчестер Гардиан, в первой половине ХХ века трудоустроили Невилл Кардус в качестве корреспондента по крикету и музыкального критика. Позднее Кардус был посвящен в рыцари за заслуги перед журналистикой. Один из его преемников, Джон Арлотт, который стал всемирным фаворитом из-за его радиокомментариев к BBC, был также известен своими стихами.

Первый Лондонские Олимпийские игры в 1908 году вызвали такой широкий общественный интерес, что многие газеты назвали это событие своими самыми известными писателями. В Ежедневная почта даже сэр Артур Конан Дойл на Белый Городской Стадион чтобы покрыть финиш Марафон.

Такова была драма той гонки, в которой Дорандо Пьетри рухнул в пределах видимости финишной черты, когда лидировал, что Конан Дойл возглавил публичную кампанию по подписке, чтобы увидеть, как галантный итальянец, лишенный золотой медали из-за его дисквалификации, награжден специальным серебряным кубком, который был вручен Королева Александра. И общественное воображение было так хорошо захвачено этим событием, что ежегодные гонки в Бостон, Массачусетс и Лондон, а также на будущих Олимпийских играх отныне проводились на точно таком же расстоянии в 26 миль и 385 ярдов, которое использовалось для Олимпийский марафон 1908 года, и официальная продолжительность мероприятия во всем мире по сей день.

Лондонская гонка, названная Политехнический марафон Первоначально он проходил по олимпийскому маршруту 1908 года за пределами королевской резиденции в Виндзорский замок в Белый город, был сначала спонсирован Спортивная жизнь, который в те эдвардианские времена был ежедневной газетой, которая стремилась освещать все спортивные события, а не просто букмекерской конторой на скачки и борзых, как она стала в годы после Вторая мировая война.

Рост популярности радио сделал спортивную журналистику более ориентированной на прямые трансляции спортивных событий. Первым спортивным репортером в Великобритании и одним из первых спортивных репортеров в мире был английский писатель. Эдгар Уоллес, который сделал отчет о Дерби 6 июня 1923 г. Британская радиовещательная компания.

Во Франции, L’Auto, предшественник L’Equipe, уже сыграла столь же влиятельную роль в спортивной структуре общества, когда в 1903 году объявила, что будет проводить ежегодные велосипедные гонки по стране. В Тур де Франс родился, и роль спортивной журналистики в его основе до сих пор отражается в том, что ведущий гонщик носит желтую майку — цвет бумаги, на которой L’Auto был опубликован (в Италии Джиро д’Италия установили аналогичную традицию: ведущий гонщик носит майку того же розового цвета, что и газета-спонсор, La Gazzetta).

История профессии

Первое издание, посвящённое, как тогда говорили, «лошадиному спорту», еженедельно выходило в Москве в 1823-27 годах. По популярности с конным спортом в то время могла соперничать только охота. Позднее, с заметным отставанием по количеству вышедших номеров и продолжительности выпуска, стали появляться издания, посвящённые водному спорту и шахматам. К концу XIX в. «велосипедный бум» создал условия для появления журналов «Велосипедный спорт» и «Велосипед», а с развитием воздухоплавания появился соответствующий теме «Вестник воздухоплавания».

Изданий, посвящённых силовым видам спорта, было относительно немного, но ещё меньше писали о «мячиковой игре» – «Лаун-теннис» был единственным до революции журналом на эту тему, однако именно он стал образцом для изданий, пишущих на спортивные темы.

Футбол, хоть и был демократичным и распространённым видом спорта уже в начале XX в., настоящую популярность приобрёл только к средине 10-х годов. В 1913 году начала выходить газета «Футболист», а в 1914 – «Футбол»

Теперь уже «футбольный бум» начала набирать обороты, притягивая к себе внимание публики во всём мире.

Первый футбольный радиорепортаж с игры состоялся в октябре 1926 года. Провёл его чешский журналист Йозеф Лауфер, рассказывая слушателям о событиях, происходивших во время матча между «МТК» и «Славией» на стадионе «Хоэ Варте» в Вене. А уже через несколько лет по популярности спортивные комментаторы не уступали кинозвёздам.

В истории российской спортивной журналистики наибольший след оставили комментаторы, отличавшиеся собственным, неповторимым стилем и личной харизмой.

  • Николай Озеров. Его во многих семьях знали как дядю Колю, способного в эфире торжествующим криком затянуть слово «гол» с бесконечным «о», что усиливало ликование от забитого мяча или шайбы.
  • Котэ Махарадзе. По основной профессии Котэ Иванович был актёром театра, что очень помогало ему эмоционально вовлекать в происходящее на спортивной арене миллионы зрителей и слушателей.
  • Владимир Маслаченко. В прошлом футбольный вратарь и увлечённый яхтсмен, после завершения карьеры он переквалифицировался в журналиста, 17 лет проработав спортивным комментатором центральной информационной программы «Время», а позднее – «НТВ-Плюс Спорт» и др. Организовал студию «Спорт+Спорт». Его комментаторские «перлы» расходились на цитаты.
  • Владимир Перетурин. Он не только вёл телевизионные репортажи с различных мероприятий, но и активно писал в изданиях «Советский спорт», «Известия», «Литературная газета», делал передачи, посвящённые экзотическим в то время видам спорта.

Женская спортивная журналистика представлена именами Нины Ерёминой, Анны Дмитриевой.

Сегодня на слуху у каждого болельщика имена таких спортивных комментаторов, как Дмитрий Губерниев, Георгий Черданцев, Василий Уткин, Константин Генич, Владимир Стогниенко, Виктор Гусев и многих других. В соцсетях огромное количество подписчиков (по возрастанию) у Нобеля Арустамяна, Дениса Казанского, Владимира Синицина, Романа Трушечкина, Юрия Дудя и др.

Из медийных персонажей, прославившихся не только спортивной журналистикой, известны игроки «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров, который работал корреспондентом на двух Олимпиадах – 2004 и 2006 годов, и Борис Левин, ставший сначала репортером «Спорт-Экспресс», а затем обозревателем и заместителем редактора. Многие игроки футбольной сборной России предпочитают давать интервью именно ему.

Особенности спортивной журналистики

Ещё в начале прошлого века занятие спортом в России не всегда воспринималось обществом позитивно. Многие считали, что это – развлечение для богатых бездельников, которые гоняют мяч или играют в теннис из-за желания хоть чем-нибудь заняться. Соответственно, и информационные сообщения о каких-то соревнованиях в прессе были скудными, ни о каких развёрнутых репортажах речи не шло.

В советской России отношение к спорту изменилось. Но ещё некоторое время активно поощрялось лишь физкультурное движения, официальные чемпионаты и турниры стали проводиться ближе к тридцатым годам. Тогда же стала развиваться и спортивная журналистика.

Сегодня известные спортивные журналисты и обозреватели – популярные люди, их знают в лицо, к их мнению прислушиваются. У этой, безусловно, интересной профессии есть несколько особенностей, которые отличают её от репортёров, специализирующихся на других жанрах:

человек, пишущий о спорте, должен хорошо разбираться в конкретных его видах, некоторые вообще, например, пишут только о футболе или о плавании, – то есть, в этой журналистике очень развита специализация;
спортивная журналистика требует от корреспондента высокой мобильности, нужно постоянно ездить по соревнованиям, участвовать в пресс-конференциях, наблюдать за происходящим иногда часами, скажем, на морозе или в под дождём;
важное качество спортивного журналиста – беспристрастность и объективность, почти каждый представитель этой профессии болеет, например, за какую-то команду в футболе, но это не должно сказываться на оценке выступлений спортсменов;
спортивный журналист, и футбольный в частности, должен постоянно следить за событиями в этом виде спорта, хорошо знать статистику соревнований, завязывать личные знакомства со спортсменами, тренерами, чиновниками, – чем больше источников информации, тем лучше.

Есть, правда, у именно спортивной журналистики одно большое преимущество, – эту работу достаточно легко спланировать, зная календарь соревнований, время и место их проведения. А корреспондент, скажем, отдела происшествий никогда заранее не знает, где случится авария или цунами.

Чем занимается спортивный комментатор?

Чтобы понять важность работы спортивного комментатора, достаточно представить себе футбольный матч, проходящий без комментариев. Немногие болельщики, сидя у телевизора, досмотрят такую игру до конца

Ведь комментатор не просто рассказывает о том, что происходит на поле, но и поясняет действия спортсменов, судей, рассказывает об истории команд и о том, какая роль отводится этой конкретной игре.

Зритель благодаря работе комментатора погружается в самую гущу событий, узнает о закулисных делах, полностью вовлекается в спортивное зрелище. Совсем неудивительно, что спортивные комментаторы наряду с другими журналистами из, казалось бы, более серьезных жанров получают каждый год премию в рамках ТЭФИ.

История спортивного комментирования началась только в XX веке, когда с мест проведения спортивных мероприятий стали транслироваться первые радиорепортажи. Естественно, им было далеко до накала страстей современных живых эфиров. Сейчас это покажется странным, но изначально репортажи не были эмоционально окрашены. Уже позже, с появлением известных и темпераментных комментаторов, которые всей душой сопереживали происходящему на поле, спортивные репортажи становятся такими, как мы привыкли их видеть и слышать – полными спортивных эмоций, заряжающими болельщиков своим оптимизмом.

Конечно, профессия спортивного комментатора – это не только прямые репортажи. Комментатор может:

  • вести спортивные программы,

  • участвовать в обсуждении спортивных событий,

  • писать материалы для печатных изданий,

  • проводить экспертные опросы.

Спортивный комментатор выполняет много обязанностей. Здесь и работа за компьютером, и написание текстов, и сбор информации для репортажей, и постоянные разъезды по спортивным соревнованиям, и интервью со спортсменами, и прямые включения со стадионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector