Что такое студенческая практика и её виды

Содержание:

«Дистанционный формат во время эпидемии — большой плюс»

Студентка 5 курса МПГУ (государственный педагогический)

Распоряжение о практике нам пришло на почту в конце августа — начале сентября от сотрудницы университета, которая отвечает за практику, организует все это и согласовывает со школами. Кто выпустил это распоряжение, я не знаю, она нам об этом не сказала, просто поставила перед фактом. От этой сотрудницы нам пришло письмо, что практика будет проходить с 23 ноября по 25 декабря и в связи с ситуацией с коронавирусом у нас есть два варианта: либо в дистанционном формате, но мы должны записать несколько уроков и задания сделать, либо идём в школу с масками. Я так и не поняла, как мы будем выбирать, нам просто пришло письмо месяц назад — ничего дальше этого не продвинулось. Есть люди, которые очень переживают по поводу эпидемиологической ситуации, для них дистанционный формат — это большой плюс. Странно, что в других университетах не предложили такой выбор, тем более в педагогических. У нас в МПГУ не было такого: либо идёте в школу, либо забираете документы. Но у нас вообще за практикой, скажем так, не очень следят. Некоторые студенты могут совершенно спокойно не приходить на практику, в итоге просто сдать задания — и все у них будет хорошо. К сожалению, у нас это скорее ответственность и сознательность тех, кто учится в университете.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

>
РаботаЛетние стажировки для студентов

Как оформить документы на практику:

  • Если организация просит предоставить Направление на практику от университета, то оформить его можно в РЦ «Старт-Карьера», каб. 1442 (тел: 2404377)
  • Если для прохождения практики Вы выбрали организацию из Матрицы мест практики, то Вам необходимо заполнить только Приложения к Договору о комплексном сотрудничестве.

Места практик — это предприятие, учреждение или организация, в которую для прохождения практики направляется студент (группа студентов) ВУЗа. В качестве мест для проведения практики кафедрами высших учебных заведений выбираются организации, соответствующие профилю подготовки специалистов в высших учебных заведениях, с которыми заключается договор о проведении практики. Подробнее…

На основании Письма Минобрнауки России № МН-5/20730 от 30.10.2020 года запрещается проводить практическую подготовку обучающихся у индивидуальных предпринимателей (см. Информационное письмо ВГУЭС от 17.12.20202).

Методические рекомендации по выполнению заданий практики и по подготовке отчёта расписаны в рабочей программе дисциплины, размещенной в Карте учебно-методических материалов 

Формы проведения практических занятий в вузе

Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:

По месту проведения По форме выполнения
аудиторные; индивидуальные;
онлайн-занятия (дистанционные); работа в малых группах;
частично аудиторные. коллективные.

Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Предусмотрена ли оплата за такую трудовую деятельность

Практика для студентов – это не только знакомство с производственным процессом. Зачастую приходится выполнять работу рядовых сотрудников. Предусмотрена возможность зачисления практиканта в штат на временной основе с начислением заработной платы. Как правило, вопрос оплаты труда решается в соответствии с условиями контракта, подписанного предприятием и вузом.

Практиканта могут оформить по одному из следующих договоров:

  • гражданско-правовому;
  • трудовому;
  • заключенному с учебным заведением.

В последнем случае рассчитывать на зарплату сложно. Соглашение с вузом редко предусматривает денежное вознаграждение. Если же человек оформлен по трудовому или гражданско-правовому договору, ему обязаны выплачивать заработную плату в размере, предусмотренном штатным расписанием.

Организация практики студентов не так часто предусматривает возможность подзаработать. Конечно, деньги никогда не помешают, но стоит помнить о том, что главная цель стажировки – получить профессиональный опыт, знания и умения. Это важнейший этап учебы высококвалифицированного специалиста. Только на данной стадии можно понять, готов ли ты в дальнейшем заниматься профессией. У практикантов, проявивших себя достойно, повышаются шансы в дальнейшем трудоустроиться на предприятии.

Каковы цели и задачи производственной практики?

Цели и задачи производственной практики.

Главной целью производственной практики является повторение и совершенствование полученных знаний, а также их применение на деле. Студент отправляется на действующее предприятие, чтобы попробовать свои силы в работе по выбранной профессиональной деятельности. К задачам производственной практики стоит относить следующие:

  • получение и укрепление профессиональных навыков;
  • расширение и систематизацию теоретических знаний, полученных за годы посещения высшего учебного заведения, на основе углубления в работу производственного предприятия;
  • получение сведений о правилах личного поведения на действующем предприятии;
  • ознакомление с правилами техники безопасности.

Производственную практику принято делить на ознакомительную, технологическую и преддипломную. На первом этапе студентам предстоит только наблюдать за производственным процессом, пополняя арсенал теоретических знаний. Технологическая практика подразумевает активное участие учащегося ВУЗа в работе, выполнение им поручений руководителя.

Виды производственной практики.

Преддипломная практика, как можно понять из названия, предшествует написанию диплома и получения степени бакалавра. В это время студент имеет возможность собрать достаточное количество материала, необходимого для создания проекта.

Место прохождения производственной практики предоставляет кафедра, но бывают ситуации, когда студенту приходится самостоятельно искать предприятие, готовое на время сделать его частью персонала. Заняться этим вопросом стоит заранее, чтобы на момент начала практических мероприятий учащийся высшего учебного заведения уже имел договоренность с одной из компаний города.

Главная задача – быть полезным

Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность. 

Пример. В нашей практике был случай, когда студентка, претендовавшая на роль стажера в департаменте маркетинга, отлично продала себя на собеседовании. Более того, она сама обратилась в компанию с просьбой взять ее, очень логично и увлеченно рассказывала о том, почему ей интересен именно такой опыт, прекрасно справилась с тестовым заданием. 

Через три дня после начала практики она стала просто пропадать, ссылаясь то на болезнь, то на срочные дела в вузе. Появилась снова только за пару дней до окончания практики для подписания необходимых бумаг.

Обязательно попросите руководителя провести с вами установочную встречу и узнать на ней об основных функциях и ключевых проектах, над которыми работает департамент. Во время этой встречи составьте список задач, в решении которых вы можете поучаствовать. 

Постарайтесь избежать ошибок, которые совершает большинство стажеров.

  • Не бойтесь задавать вопросы. Многие молодые специалисты считают, что должны прийти к наставнику с уже выполненной задачей, готовым решением. Это отличный подход. Но только в том случае, если вы досконально поняли задачу и у вас не возникло вопросов по ходу выполнения. В противном случае вы рискуете потратить большое количество времени и прийти с результатом, который совсем не соответствует ожиданиям руководителя. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы. Но, конечно, знайте меру, не отвлекая наставника от работы постоянно.
  • Смотрите на задачу шире. Если вам дали одну конкретную задачу – например, написать пост для группы компании на Facebook, это не значит, что вы не можете, выполнив ее, подумать о том, что еще можно предложить руководителю в этой области. Вы – ценный ресурс, так как смотрите на бизнес «незамыленным» открытым взглядом и можете предложить интересные идеи, благодаря которым вас в конечном итоге и запомнят.
  • Будьте активны. Мы не рассматриваем случаи, когда цель стажировки – просто получить необходимую подпись. Если вы хотите, чтобы практика стала ценным опытом, а возможно, началом карьеры в компании, ваша главная цель – сделать так, чтобы ваше присутствие в команде было ощутимо. Слушайте, что обсуждают коллеги, отмечайте, в каких направлениях им не хватает ресурсов или идей. Именно в эти направления вы должны органично встроиться и стать полезным. 

Студенческая практика: ожидания и реальность

Практика для студента – всегда предвкушение открытия чего-то нового. Но не всегда наши ожидания оправдываются. Часто случается, что придя на практику студент сталкивается с ситуацией, когда его попросту не допускают вообще ни к каким процессам, даже посмотреть. Тогда, собственно говоря, и записи в дневник сделать невозможно, и отчет написать тяжело.

А бываю случаи, когда вас отправили на производство, а ваш непосредственный руководитель обрадовавшись тому факту, что у него появился человек, на которого можно «взвалить» все поручения,  прямо заваливает вас работой.

В такой ситуации ваш дневник прирастает записями ежедневно. К концу практики в нем черт ногу сломит и написать отчет из вороха информации просто невозможно.

Если вы оказались в сложном положении перед сдачей отчета о прохождении практики, то мы всегда с радостью вам поможем. Успехов вам в учебе!

Что такое научная практика?

Прохождение научной практики.

Научная или научно-исследовательская практика – это вид практической деятельности студентов, который проводится в начале второго курса магистратуры, когда учащиеся уже готовы к серьезным научным исследованиям.

Конечно, студенту не доверяют полностью самостоятельно реализовывать свои научные идеи и гипотезы, это он делает под контролем представителя кафедры и предприятия.

Перед прохождением практики студента обязаны ознакомить с:

  • заданиями, прописанными в программе практики (их нужно будет выполнить полностью);
  • индивидуальными заданиями;
  • методическими рекомендациями.

Все перечисленные нюансы обычно проговаривают на собрании перед практикой, а методическое пособие можно также попросить на кафедре (если его не выдали на собрании).

В конце практики магистрант должен сдать:

  • календарный план практики (помните, что показать и утвердить его у руководителя из базы практики нужно еще до начала практической деятельности);
  • дневник;
  • итоговый отчет.

Все названные документы подписываются руководителем практики от организации или предприятия и только потом сдаются научному руководителю от кафедры, без них к защите итогового отчета не допускают.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов

Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Как проходит педагогическая практика

Обычно педагогическая практика состоит из нескольких этапов:

  1. Знакомство с базой практики, её структурой.
  2. Согласование с куратором круга обязанностей, которые будет выполнять практикант (проведение занятий с воспитанниками/учениками, организация мероприятия, проведение бесед с родителями и пр.).
  3. Подготовка и выполнение поставленных задач (при помощи куратора и пед. коллектива).
  4. Анализ работы (насколько успешно практикант исполнял обязанности).
  5. Подготовка отчёта по педагогической практике и характеристики со стороны базы практики.

Конкретные обязанности зависят от учебной программы и места прохождения практики: это может быть проведение занятий с воспитанниками детского сада или уроков со школьниками, участие в проведении родительского собрания, подготовка утренника, концерта, отрядного мероприятия и пр.

Педагогическая практика может быть как учебной, так и производственной или преддипломной. Чем старше курс — тем сложнее задания практики.

Дадим несколько советов по прохождению практики:

  1. Во время всего периода практики студенты должны вести дневник, где фиксируют, чем они занимались на протяжении дня. Внимательное и регулярное заполнение дневника поможет составить полный и подробный отчёт.
  2. Перед проведением урока практикант обычно посещает занятия опытных преподавателей, анализирует их, выделяет применяемые методические приёмы, педагогические техники и пр. Не пренебрегайте этой возможностью: опыт старших коллег может пригодится.
  3. Готовя мероприятие, старайтесь учитывать склонности детей, не заставляйте их делать то, с чем они плохо справляются.
  4. При проведении бесед с родителями совмещайте критику и похвалу ребёнка: разговор только о недостатках не будет конструктивным.
  5. Старайтесь поддерживать со всеми членами пед. коллектива дружеские отношения: тогда вы в любой момент сможете обратиться за советом и сможете рассчитывать на хорошую характеристику.

Студентов, которые учатся в профильных техникумах, часто интересует, как проходит практика в педагогическом колледже. Она организована также, как и в вузе: учащихся направляют в садик, школу или летний лагерь и выдают определённое задание. После выполнения задания на практику, студенты пед. колледжей готовят отчёт, где отражают прохождение практики и фиксируют, какие новые знания и умения приобрели в этот период.

Правильно составить отчёт по пед. практике и получить за неё помогут профессионалы из студенческого сервиса. Они научат, как справляться с любыми учебными работами.

Советы, которые помогут сделать ознакомительную практику еще полезней

Совет ыдля начинающих.

Много советов вы получите от руководителя практикой на собрании перед ее прохождением, но, скорее всего, они будут формальными, шаблонными, поэтому прислушайтесь еще к таким:

  • приступая к практике, определите, что вам нужно из нее взять именно для себя, а не для бумажек, которые нужно сдать в университете;
  • постарайтесь заранее узнать, где предлагают проходить практику, ознакомьтесь с особенностями предлагаемых предприятий (в этом поможет Интернет, знакомые, студенты старших курсов);
  • если вам по каким-либо причинам не хочется проходить ознакомительную практику на предприятиях, предоставленных вузом, не бойтесь предъявлять свой вариант базы практики, но помните, что он должен соответствовать вашей профессии;
  • не забывайте, что в случае самостоятельного выбора места практики, нужно своевременно позаботиться о нужных документах (они прописаны выше);
  • прохождение практики предусматривает написание отчета, поэтому заблаговременно узнайте, какие документы и данные будут нужны для его написания, и потихоньку собирайте их на протяжении времени, отведенного на практику;
  • помните о том, что ознакомительная практика – это не только возможность познать внутреннюю сторону своей профессии, но и шанс познакомиться с интересными людьми, которые, возможно, помогут вам с устройством на работу и на начальных этапах карьеры;

Примеры прохождения ознакомительной практики вы можете посмотреть в данном видео:

Виды научной практики

Какое виды научной практики существуют?

Еще древние философы пытались классифицировать практику, эти классификации можно найти в учебных пособиях по основам научных исследований, однако на сегодняшний день они неактуальны.

Исходя из целей и методов научной практики, сегодня выделяют такие ее виды:

  • материально-производственная практика опирается на трудовую деятельность человека, в процессе которой он получает новые знания для последующей научной обработки (например, педагог на протяжении своей деятельности в учебном заведении наблюдает за особенностями процесса, а потом дает научное объяснение недостаткам и рекомендации для их исправления);
  • социально-преобразующая направленная на изменения в обществе, особенно актуальна для социологов, психологов, менеджеров;
  • научно-эксперементальная осуществляет научное познание посредством экспериментов, исследований, основанных на научном подходе.

Цели и задачи

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи

Цель

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

«На вопрос: что делать тем, кто живет с пожилыми родственниками, ответили — думайте позитивно!»

Студентка 4 курса МГПУ (городской педагогический)

В субботу поступила информация, что, скорее всего, мы 19-го числа выходим на практику в школы. Нам ничего не сообщается кроме того, что эта практика будет длиться один-полтора месяца, да и это не точно, её могут увеличить. Ни на один вопрос нам четкого ответа не дали. Было очень много вопросов касаемо количества часов, которые мы проведем на практике, того, чем мы должны будем заниматься на этой практике, насколько вообще правомерно так менять вид практики. Изначально предполагалось, что мы проведем 15 уроков, сделаем отчет по практике, а нам в итоге увеличили количество часов и ничего не говорят о том, чем мы там будем заниматься. Далее был вопрос о том, что многие студенты проживают с родителями или бабушками/дедушками, которые старше 65 лет. Им непонятно, что они должны делать в этой ситуации, поскольку они не хотят подвергать родных такой опасности. На это нам дали ответ: «Выходите на практику!». Это прозвучало в очень грубой форме. Было видно, что в наше положение никаким образом не хотят войти и никак не будут помогать решать эту проблему. Ближе к концу собрания, после ряда всех этих вопросов об организации и наших попыток выяснить, что же вообще нас ждет и что с этим делать, нам предложили «не нагнетать обстановку, думать позитивно и задавать позитивные вопросы».

Также во время собрания многократно упоминалась ситуация со студентами-медиками, но мы посчитали такое сравнение нецелесообразным, потому что студентам-медикам за это платили, и они работали со своими коллегами. В нашей же ситуации получилось так, что учителей оставляют дома, а нас отправляют на их место в классы. Вот эта вот замена одного человека на другого неравнозначна тому, что было в случае с медперсоналом. Подводя итог этого собрания, мы по-прежнему не знаем, что нас ждет в школах. Мы по-прежнему не понимаем, сколько часов мы будем работать. Мы не понимаем, сколько будет длиться практика. Мы не понимаем, что будет с нашим образованием после такого большого перерыва без семинаров. Выпускные курсы не понимают, как они при этом должны параллельно готовиться к государственным экзаменам и писать ВКР. Университет ясно дал понять, что либо мы выполняем этот приказ и просто работаем бесплатно под видом практики неопределенное количество времени, либо забираем документы.

В МГПУ на запрос The Insider не ответили.

Структура практического занятия в вузе

Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:

  1. Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
  2. Заявление темы, целей и задач практического задания.
  3. Подробное объяснение практического задания.
  4. Методические указания по его выполнению.
  5. Ответы на дополнительные вопросы.
  6. Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
  7. Формирование команд, если это групповая форма работы.
  8. Непосредственное выполнение задания.
  9. Сдача готовых работ или презентация результатов.
  10. Подведение финальных итогов.
  11. Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.

Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector