Типы занятий в дополнительном образовании
Содержание:
- Требования, предъявляемые к контролю в обучении
- Как подготовиться к практическому занятию в вузе
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Формы обучения
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Дополнительное образование детей
- Структура урока
- Урок — основная форма организации обучения
- Вебинар — эффективный метод дополнительного образования
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Подробности
- Общие сведения
- Формы обучения
- Что такое формы организации обучения
- Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы
- Чем ДПО отличается от второго высшего образования?
Требования, предъявляемые к контролю в обучении
Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:
- Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
- Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
- Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- Экономичным по временным затратам.
- Разнообразие используемых методов и форм контроля.
Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.
«Формы контроля на учебных занятиях в учреждениях дополнительного образования»
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Структура урока
В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:
- выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
- выбрать методы и приемы проведения урока;
- подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
- провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
- продумать ход занятия.
Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.
Структура урока включает в себя три части:
- Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
- Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
- Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.
В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
- уроков;
- факультативов;
- лекций;
- семинаров;
- лабораторных работ;
- практических работ,
- олимпиад;
- круглых столов;
- кружков.
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
- проверка заданного на дом материала;
- объяснение и разбор новой темы;
- закрепление знаний.
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Примечание
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
- единая организаторская структура,
- постоянный коллектив участников образовательного процесса,
- удобство временного промежутка,
- коллективная работа на результат,
- возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
- отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
- ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
- уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
- отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.
Вебинар — эффективный метод дополнительного образования
В последнее время особую популярность имеют вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-занятий. Его проводит лектор, который специализируется на той или иной теме, в режиме реального времени. Вебинары пользуются популярностью не случайно, ведь ученикам не нужно ехать на занятия. Им необходимо всего лишь зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара требуется установить специальное приложение на свой компьютер. Однако посещение наиболее востребованных занятий необходимо оплатить. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:
- интерактивное обучение;
- существенная экономия времени и денег;
- эффективность обучения;
- динамичность подачи учебных материалов.
Вебинары имеют и недостатки. К ним можно отнести следующие факторы:
- обязательное наличие компьютера и интернета;
- обучение будет полезно только тем, кто настроен на результат.
Вебинар дистанционно объединяет людей, которые работают в абсолютно разных сферах. Он занимает особое место среди иных форм обучения.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Подробности
Определение видов обучения
Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.
Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя
Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.
Для авторских программ характерны две цели:
- удовлетворение меняющихся детских потребностей;
- максимальное развитие творческого потенциала;
- ознакомление с культурными ценностями.
Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития
Формы детских занятий
Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:
Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.
Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.
Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.
В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.
Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов. Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.
Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.
Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.
Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.
Общие сведения
Теоритическая сторона ДПО
Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.
Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.
Разновидности ДПО
К основным видам дополнительного образования можно отнести:
- профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
- краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
- оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.
Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов. Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков
К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда
Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.
Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.
Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.
Отличия между ДПО и вторым высшим образованием
Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.
Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:
- Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
- Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
- Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
- Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
- Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
- В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
- Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
- Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
- На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
- В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
- Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.
Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы
Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в «клубе» по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.
Чем ДПО отличается от второго высшего образования?
Многие работники задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием? Отличия есть, и весьма существенные. При этом нет однозначного ответа, какое из двух видов образования лучше.
Период обучения
Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях – не более чем за 100 часов.
Стоимость
ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом возможно получение доп. образования дистанционно. Этим оно немного напоминает классическую «заочку».
Приближенность к практике
Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.
Интенсивность
Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты в своей области.