25 лучших курсов по личностному росту для мужчин и женщин
Содержание:
- Как проходят тренинги?
- Немного о личностном росте и душевном здоровье
- Рассмотрите возможность отказаться
- Тренинги для взрослых
- Чем полезен тренинг предпринимателю
- Готовы поработать и добиться результатов?
- Что такое тренинг и как его выбирают
- Самопознание.ру
- Чуть-чуть истории
- Личность ведущего
- Что такое индивидуальный тренинг
- Стадии развития группы в тренинге
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
- Теория. Участников знакомят с новой информацией.
- Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
- Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
- Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Знакомство
На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.
Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный
Шторм
После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.
Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.
На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.
Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день
Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым
В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно
Штиль
Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.
На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.
Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).
Немного о личностном росте и душевном здоровье
Один из бытовых мифов заключается в том, что к психологам, как к врачам, обращаются больные люди. И если в школе ученик ходит на консультации к психологу, то очень часто дети дразнят его «психом». Этот стереотип нам достался в наследство от «совковой» культуры, когда психология считалась «служанкой буржуазии». Это равносильно тому, что считать больным человека, который делает утреннюю зарядку, обливается холодной водой, и ест здоровую пищу. Внешне действительно очень похожи поведение человека, который просто ведет здоровый образ жизни, и человека после серьезной болезни, который ходит на стадион в группу здоровья и сидит на диете. Разница в том, что один занимается профилактикой, а второй — лечением.
Поскольку сам термин «личность», как и ответ на вопрос «Что такое тренинг?», имеет более 50-ти различных научных определений, то и понятие личностного роста очень расплывчатое, и в различных психологических школах трактуется по-разному. Какое из них истинное, каждый человек выбирает для себя сам. Однако минимальным, необходимым условием возможности личностного роста является психическое (душевное) здоровье. А критерии душевного здоровья, хотя и размыты, но имеют более четкие границы.
Во все времена, у всех народов мира официально признанной, непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье, как минимум об этом официально заявляется вслух (массовая реклама табака и алкоголя как-то мало согласуется с официальным признанием здоровья человека высшей ценностью государства и общества). Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Рассматривая человека как био-энерго-информационную систему, характеризующуюся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы. Следовательно, если человек гармоничен и гармонично вписывается в социум, то он здоров.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, а также деятельности системы здравоохранения. Но по данным Всемирной Организации Здравоохранения он лишь на 10–15% связан с последним фактором, на 15–20% — обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50–55% — условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Все вышесказанное — красивые теории, но когда дело доходит до практической деятельности, возникает огромное количество вопросов. Например, относительно физического здоровья юношей — критерии пригодности к строевой военной службе в мирное время, которые есть сегодня, сильно отличаются от тех, которые были в 60-е годы. Как вы думаете, уважаемые читатели, какие из критериев более истинны? А понятие психического здоровья — еще более сложно определимая вещь на практике, которая имеет две крайности. Одна — бытовое интуитивное понимание и ощущения в целом, и другая в виде официального медицинского заключения о психическом состоянии человека — болен он или здоров, которое дают психиатры, работающие в соответствующих психиатрических учреждениях. А когда понятие «здоров» или «болен» приобретают принципиальное юридическое значение, то последнее слово остается за судебной медицинской экспертизой, которая является юридической истиной. Парадоксально, но факт.
Рассмотрите возможность отказаться
В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.
Юмористический ролик про правду на липовых тренингах.
Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:
- У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях. На тренинге этот опыт будет конкурировать с новыми знаниями, и из-за этого у многих участников будет низкая мотивация к обучению и приобретению дополнительных навыков. Часто такие люди посещают десятки мероприятий, знают всю необходимую теорию, ничего не делают для результата и всегда требуют от вас повышенного внимания. В итоге вы потратите силы и время, а вашими советами никто не воспользуется.
- Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
- У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т.д.
- Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.
Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.
Тренинги для взрослых
С тренингами достаточно часто взрослые встречаются при устройстве на новую работу, особенно на которых приходится иметь дело с физическим трудом. Как правило, это сотрудники служб пожарной охраны, правоохранительных органов и многих других специальностей, где существует строгий алгоритм действий при развитии той или иной ситуации.
Также нередко взрослые решают принять участие в тренинге для родителей, где их обучают основам поведения с детьми. В большинстве случаев, эти тренинги платные, однако они позволяют получить важные навыки, которые помогут избежать неприятностей молодым родителям при рождении их детей.
В последнее время также достаточно широкое распространение получили бизнес тренинги, основная цель которых – обеспечить индивида максимальным количеством навыков, полезных для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности. Как правило, эти мероприятия могут состоять из нескольких компонентов и включать тренинги по продажам и тренинги общения, позволяющие обеспечивать более выгодные условия для развития бизнеса.
Также, нередко для взрослых проводятся социальные тренинги, которые направлены на изменение поведения людей в обществе. Как правило, наибольшую потребность в этих тренингах испытывают одинокие люди, сталкивающиеся с проблемами в личной жизни. Социальные тренинги в таких ситуациях проводятся с целью повышения коммуникативных способностей людей.
В возрасте после 40 лет, в связи с наступлением кризиса среднего возраста, связанного с переосмыслением жизни человека, нередко также возникает потребность в психологических тренингах. Их главной целью в данной ситуации становится изменение жизненных приоритетов, а также взгляда на жизнь, что нередко позволяет избежать длительной депрессии. Как правило, при развитии кризиса среднего возраста также следует задуматься о консультации психолога, помощь которого, в ряде случаев, будет гораздо эффективнее.
Нередко можно встретить тренинги и семинары, которые проводятся преимущественно для домохозяек. Так, существует огромное количество тренингов, на которых обучают навыкам вышивания, изготовления экзотических блюд и рисования. Как правило, проведение этих тренингов, в большинстве случаев, связано с развлечением участников. В то же время, некоторые из этих тренингов позволяют приобрести женщинам действительно полезные навыки, которые в дальнейшем могут им помочь при поддержании порядка в жилище.
Тренинги для пожилых
Ни для кого не является секретом, что в возрасте старше 65 лет жизнь человека кардинально меняется. Это обусловлено, в первую очередь, значительными изменениями социального окружения человека, а также ухудшением состояния здоровья.
Так, после выхода на пенсию, круг общения значительно сужается, что особенно сильно сказывается на одиноких пожилых людях. Как правило, отношение к старости определяется типами личности пожилого человека, среди которых ученый Фердинанд Гизе выделил:
- негативиста – когда старение не признается человеком;
- экстравертированного – когда осознание старения является следствием анализа окружения;
- интровертированного – когда осознание старения осуществляется путем анализа событий прошлого.
В связи с изменением социальных ролей и обязанностей, а также уменьшением количества общения, у пожилых людей нередко возникает потребность в социальном и психологическом тренингах, которые бы позволили им адаптироваться к новым условиям жизни наиболее безболезненным способом.
Также у пожилых людей могут возникнуть проблемы со здоровьем. Как правило, это обусловлены большим количеством хронических заболеваний, нередко приводящих к необратимым последствиям. Как правило, лидирующие позиции в структуре заболеваемости занимают такие заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Особенностью этих хронических заболеваний является существенное ограничение жизнедеятельности. При прогрессировании хронических болезней также существенно возрастает вероятность инвалидизации пациентов. В таких ситуациях у пациентов возникает потребность в функциональном тренинге, что направлено на приобретение новых навыков, необходимых в ежедневной жизнедеятельности. Однако, пожилым людям, ставшим инвалидами, также требуется социальный тренинг для снижения вероятности развития депрессии и формирование нового взгляда на мир.
Чем полезен тренинг предпринимателю
Многиеиз нас знают или интуитивно чувствуют, что контроль – это один из основныхкомпонентов успешного управления. Вместе с развитием прогресса менялась итехнология контроля. Буквально за одно поколение механика уступила местокомпьютеру, который контролирует все больше и больше процессов в бизнесе.Сегодня сложно себе представить современный офис без компьютера.
Также быстро, как мы перешли от механического контроля к компьютерному,вскоре перейдем от компьютерного контроля — к психологическому. Мне сложносегодня описать, как конкретно это будет происходить и сколько потребуетсявремени для перехода, но то, что переход произойдет, могу сказать однозначно –да. Сегодня это кажется фантастикой, а через несколько лет станет реальностью.
Точнотак же, как в конце 80-ых радиолюбители и аматоры собирали свои первые ПК (Z80и подобные), предприниматели только наблюдали за процессом развития техники, влучшем случае думали о том, как заработать деньги на выпуске этих ПК. Омассовом их использовании в офисах тогда только мечтали. Так же и сегодня вклубах и центрах практической психологии ведутся работы по созданию, проверке иразвитию тренинговых технологий. Технологий, которые через несколько лет станутлидирующими в сфере управления бизнесом и те компании, которые своевременновнедрят у себя новые технологии, будут иметь преимущество на рынке при прочихравных условиях.
Что могут тренинги сегодня? Это создание открытойдоверительной и рабочей психологической среды, атмосферы на предприятии и ее поддержание. Возможность из группы людейсформировать единую рабочую команду, создать среду для формирования миссиипредприятия, стратегических целей, выбора ценностей и корпоративной культуры.Формирование конкретных навыков и приемов работы сотрудников, решениеактуальных ситуационных задач предприятия.
Готовы поработать и добиться результатов?
Скачайте анкету, заполните ее и пришлите на указанный в ней адрес – https://drive.google.com/open?id=1-lrKvO0lvq88gaX1XnwJEYXmvl5rPbcB
Прохождение тестов занимает не более 5-10 минут. В ответ Вы получите письмо с приглашением на выбранный тренинг.
- Тренинг “Сушка”
- Тренинг “Гантельная гимнастика”
- Тренинг “Эффективный стретчинг”
Будьте здоровы!
Почему заниматься фитнесом в группе эффективнее?О пользе спортивных онлайн-тренинговПочему мне нравятся онлайн-тренингиСушка для умных. Я даже не догадывалась о своих возможностях!Три веских причины записаться на тренинг “Сушка” Что такое “Гантельная гимнастика” и почему Вам стоит это попробовать
- 19
- 1
Что такое тренинг и как его выбирают
Внастоящее время слово “ТРЕНИНГ” стало популярным и модным. Одни людивоспринимают тренинг как некую волшебную палочку, с помощью которой можнорешить разные проблемы, а другие считают его бесполезной тратой времени исредств. Более того, отзывы участников даже c одного и того же тренинга могуткардинально отличаться между собой.
Чтоже такое тренинг? Для тех, кто хотя бы раз принимал участие в тренинге, этопонятно и без определений. Остальным же довольно сложно об этом рассказать.Рассказывать о тренинге – это все равно, что рассказывать о вкусе спелой исочной вишни: полностью прочувствовать прелесть ее аромата можно только тогда,когда сам попробуешь. Книги, статьи, кинофильмы, академические материалы стерминами и определениями, или даже инструкции о том, что это такое и как этолучше делать, – вряд ли дадут человеку чувственный опыт личного переживания.Так же и с тренингом, для того, чтобы получить представление о том, что этотакое, получить личный, чувственный опыт – нужно хотя бы раз побывать натренинге в качестве участника.
Ивсе-таки, есть люди, которые перед тем, как решиться на что-то новое инеизвестное, предпочитают сначала получить об этом как можно большетеоретической информации. Именно для них и предназначена эта статья.
Самопознание.ру
Тренинги уверенности в себе
Вас задевает, когда люди наглеют? Наглеют дома, на работе или в общественном транспорте? Но согласитесь, что самое обидное, когда кто-нибудь, не обладающий и 2% вашей красоты, вашего ума или таланта добивается ваших целей? А вы стоите и думаете: да как так? Всё дело в том, что они верят в свои силы и ни на минуту не сомневаются в том, что заслуживают успеха. В отличие от вас…
Вы часто сомневаетесь в себе? Долго обдумываете решения?
Боитесь сделать первый шаг? Не можете сказать: «Нет!»
Жертвуете своими желаниями ради других? Часто испытываете неловкость, стеснение или стыд? Привыкли быть удобной и для всех хорошей?Забыли, когда делали что-то для себя?
Курс «Самооценка на 10 коров» — это:
- 10 видеоуроков.
- 15 подкастов.
- 24 упражнения.
- 21 домашнее задание.
- 3 медитации.
- 2 колоды метафорических карт.
- 3 недели.
- персональная обратная связь.
- 10 000 учеников (за 6 месяцев).
Чуть-чуть истории
В те далекие времена, когда наша матушка земля была еще тепленькой, и по ней бегали мамонты, первобытные Шаманы, отлично уже понимавшие, что такое тренинг, проводили свои тренинги успешной охоты на мамонта. Сам вождь и его соплеменники знали о том, что воздействие на группу людей бывает эффективнее, чем на одного человека в частности. И те племена, в которых шаманская практика ритуальных и обрядовых процедур для воздействия на малые и большие группы людей была более успешной, выживали в процессе естественного отбора гомо-сапиенсов.
Поскольку новое — это хорошо забытое старое, в последнее время на Украине появились современные шаманы-тренеры. Некоторые из них откровенно говорят о том, что в своей работе используют древние шаманские техники, другие утверждают, что их работа строиться на строго научной основе.
Нам мой взгляд, эта научная основа означает разложение по полочкам шаманских техник и навешивание ярлычков на каждый элемент техники. Кто-то, не имея даже понятия о том, что такое тренинг, по жизни эффективно использует техники и не подозревает о том, что он ими пользуется, а кто-то изучает их по книгам или на тренингах.
Для примера. Музыка и песни существовали задолго до того, как появились ноты и музыкальная грамота. Кто-то самостоятельно, пользуясь только собственным слухом и своей интуицией, учится играть на различных музыкальных инструментах,— просто берет и играет. И только гений способен сыграть Штрауса на слух. А много ли вы встречали гениев в своей жизни? А кто-то идет в музыкальную школу, изучает ноты. Сначала играет гаммы и аккорды, а затем у многих из нот рождается настоящая музыка.
Помимо вопроса, что такое тренинг, многих интересует и до сих пор остаётся спорным вопрос о том, когда и как возник сам термин «тренинг». Оставим этот вопрос историкам, а сами рассмотрим два принципиально разных и наиболее вероятных, на мой взгляд, источника возникновения этого понятия.
Первый источник
Групповая психотерапия, выходя из клиник и начиная работать со здоровыми людьми, называла свои групповые занятия «семинар-тренинг», «лабораторный тренинг» или просто «тренинг». Основными целями подобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретение целостности, просветление, развитие навыков межличностных отношений, и т. д. и т. п. А затем термин постепенно перекочевал в практическую работу психологов и социологов, и вплоть до настоящего времени используется психологами и социологами в сочетании с прилагательными «социально-психологический». (И. Вачков «Основы технологии группового тренинга). Одно из лучших определений, что такое тренинг, в этом подходе: „Тренинг личностного роста — это определенное целенаправленное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы“.
Второй источник
Второй источник уходит корнями, вероятнее всего, в спортивную сферу или рабочую среду. Там, где была необходимость добиться от спортсмена или работника быстрого и эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. И когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продаж, и другие. И соответственно, определение, что такое тренинг, другое: «Групповой тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек» (Дэвид Ли «Практика группового тренинга»). Еще одно определение: «Тренинг — спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности. «(Роджер Бакли, Джим Кэйпл „Теория и практика тренинга“).
Эти две основные линии определения, что такое тренинг и тренинговой деятельности в целом существуют и по сегодняшний день.
Первая — в виде тренингов личностного роста и индивидуального развития, которые очень близки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Данные виды тренингов ориентированы на частных (физических лиц) и решают вопросы личностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии, стрессов и других негативных душевных состояний. Так называемый «стадион для души».
Вторая линия — в виде корпоративных тренингов, здесь специализируются на выработке конкретных, заранее оговоренных навыков и умений у участников групп.
Эти два направления тренинговой деятельности, хотя и пересекаются между собой, в то же время очень различаются.
Личность ведущего
Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:
- организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
- психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
- руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
- руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
- один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).
Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.
Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.
Личностный портрет успешного ведущего:
- ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
- гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
- открытость к другим мнениям;
- способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
- способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
- энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
- сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
- уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
- развитое воображение и интуиция;
- высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.
Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.
Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.
Что такое индивидуальный тренинг
Индивидуальные тренинги– это занятия, проводимые в формате «тренер – участник» с обязательным интерактивом. Чаще всего они направлены на освоение и развитие навыков эффективного мышления, коррекцию эмоциональных реакций и действий.
Среди руководителей компаний неуклонно растет спрос на тренинги «тет-а-тет». Чем вызван такой интерес? Оказывается, большинство из них уже имеют солидный опыт участия в коллективных тренингах, поэтому хотят уединения. Кому-то надоели общие «посиделки». Кто-то хочет, чтобы программу занятий разрабатывали специально для него, с учетом всех личных нюансов, нужд и пожеланий. Многим некомфортно выполнять упражнения на глазах у своих коллег или подчиненных. Вариант с посещением открытого тренинга они тоже отвергают. Среди основных причин: необходимость входа в новую группу, налаживания отношений с участниками, завоевывания авторитета и так далее. Индивидуальный тренинг – для тех, кому нужно интенсивно «прокачать» конкретные умения и навыки, не затрачивая энергию на дополнительные действия, кто желает усовершенствоваться как руководитель и повысить уровень своей профессиональной квалификации.
Предназначение
Индивидуальный формат тренинга эффективнее группового. Слишком категоричное заявление? Конечно, есть отдельные ситуации, когда без коллективного взаимодействия не обойтись. Но если взять в качестве примера уроки в обычной школе, кто из учеников покажет лучший результат: тот, который слушал объяснения учителя вместе с еще 30 одноклассниками, или тот, кто занимался наедине с репетитором? В ходе группового тренинга ведущий обычно уделяет максимум внимания самым активным и ярким участникам, а остальные могут его недополучать. В процессе индивидуального занятия оно всецело направлено на одного человека.
Кому и зачем нужны такие тренинги? Каждый записывается на них за чем-то своим: разбором личных проблем, обретением полезных навыков. Например, человек после долгих лет без работы пытается трудоустроиться, но везде получает сплошные отказы. Почему так происходит? По какой причине хорошему специалисту не удается успешно пройти хотя бы одно собеседование? Среди наиболее распространенных: неубедительная демонстрация своих преимуществ, замкнутость, безынициативность при общении с потенциальным работодателем, неопрятность, неадекватный внешний вид. Причин десятки. После окончания собеседования отказ аргументируют какой-либо одной из них или говорят стандартную фразу: «Вы не подошли нам». Для решения этой проблемы в ходе индивидуального тренинга ведущий временно перевоплощается в работодателя, чтобы обучаемый мог получить качественную обратную связь. Каждая ошибка будет подробно разбираться тренером сразу же после ее совершения. Он даст практические рекомендации, как произвести на руководителя положительное впечатление, как превратить свои минусы в неоспоримые достоинства. Помимо этого, ведущий занятия научит справляться с тревожностью и переживаниями, быстро и успешно вливаться в новый коллектив, а также ознакомит со специальными психотехниками, которые помогут побороть излишнюю застенчивость.
Когда может быть полезен
Лучше предпочесть индивидуальный тренинг, если:
- Ваше публичное выступление состоится совсем скоро, а набор на групповые занятия открывается позднее. Несколько занятий один на один с тренером помогут вам качественно и вовремя подготовиться к ответственному мероприятию.
- Вы уже посещаете групповой тренинг, но хотите получать дополнительные занятия в индивидуальном порядке, чтобы улучшить свои результаты и ускорить развитие необходимых навыков и качеств.
- Вам нужна персональная тренировка особенностей поведения в определенных ситуациях (например, управление конфликтами, работа с возражениями, коммуникация со сложными клиентами).
Стадии развития группы в тренинге
В ходе тренинга группа проходит 4 стадии развития:
- Знакомство.
- Распределение ролей.
- Стойкая работа участников.
- Завершение.
Когда тренер четко знает, как должна развиваться группа во время тренинга поэтапно, он правильно планирует свою работу с ней и предвидит ее поведение. Со стороны кажется, что групповая динамика спонтанна и совершенно неподвластна контролю. Но в реальности она состоит из вполне конкретных и предсказуемых этапов. Знание и отслеживание их позволяет ведущему лучше понимать процессы, происходящие в группе в ходе занятия.
Знакомство
На первом этапе группового тренинга его участники осматриваются, знакомятся друг с другом, оценивают окружающих людей и ситуацию в целом. Каждый пытается понять, насколько ему тут комфортно, с кем ему придется сейчас контактировать, можно ли «включать» с другими максимальную откровенность, каким образом лучше презентовать себя.
Характерные особенности:
- участники рассаживаются на расстоянии друг от друга, некоторые стараются держаться подальше, а личные вещи оставляют как можно ближе к себе;
- практически все принимают какую-либо из закрытых поз (скрещенные на груди руки, «нога на ногу» и подобные);
- отсутствующая или слабая коммуникация между участниками;
- минимум вопросов и протестов;
- более-менее четкое выполнение заданий, соблюдение установленных правил;
- невысокая активность, позицию лидера удерживает ведущий.
Что делает тренер: разъясняет правила работы в группе, знакомит участников друг с другом, создает обстановку, располагающую к комфортному и плавному переходу на следующий этап.
Распределение ролей
На втором этапе в группе выделяются лидеры. Благодаря им повышается градус эмоциональности во взаимодействиях участников. Они побуждают группу к активности, берут на себя организацию работы в микрогруппах. С другой стороны, лидеры также способны вносить разлад (менять тему дискуссии, постоянно возражать и возмущаться).
Характерные особенности:
- разбивка участников на микрогруппы по 2-3 человека;
- повышение интенсивности коммуникации, которая может периодически отступать от заданной темы;
- рассеянность при выполнении заданий, нарушение установленных правил;
- высокая активность внутри микрогрупп: люди задают вопросы, чтобы прояснить для себя непонятные моменты, стремятся уточнить услышанное, а также возражают;
- выделение нескольких «звезд» – самых ярких участников.
Что делает тренер: направляет в нужное русло нарастающую энергетику группы, повышает динамику (усложняет задачи и просит выполнять их быстрее), «перетасовывает» участников в микрогруппах в разных упражнениях, чтобы ускорить их адаптацию друг к другу.
Стойкая работа участников
На третьем этапе наблюдается пик работоспособности: все участники сконцентрированы на достижении поставленной цели и усердно работают в этом направлении. У них складываются доверительные отношения, они проявляют готовность сотрудничать. Обстановка внутри группы спокойная и комфортная.
Характерные особенности:
- спокойные лица, открытые позы, отсутствие напряжения и скованности;
- высокий уровень активности;
- готовность к восприятию замечаний и критики;
- способность к выполнению самых трудных упражнений;
- соблюдение правил или адаптация их под потребности участников;
- сосредоточенный настрой.
Что делает тренер: держит группу в работоспособном состоянии, подстегивает активность, объясняет наиболее сложные моменты, дает качественный и беспристрастный фидбэк.
Завершение
Это финальный этап. Общение подходит к концу, после чего группа подводит итоги занятия: каждый участник сообщает, что он получил в результате тренинга (ценные идеи, модели поведения, техники взаимодействия и так далее). Настроение у всех благодушное и приподнятое. Активность сохраняется.
Характерные особенности:
- максимальный уровень раскрепощения участников;
- активная коммуникация с обменом сделанными выводами;
- дружелюбное настроение и даже в какой-то мере огорчение из-за того, что тренинг заканчивается.
Что делает тренер: помогает каждому участнику определить для себя главное и сделать итоговое резюме
Получает от них фидбэк, занимается организацией обмена контактами, важной информацией. Завершает занятие на позитивной ноте